Меню

Выключатель автомобильный с индикатором нефиксируемый

Выключатель автомобильный с индикатором нефиксируемый

Слаботочные выключатели без фиксации, подобные монтируемым на плату тактовым кнопкам, дешевы, доступны и отличаются большим разнообразием размеров и стилей. В то же время кнопки с фиксацией часто имеют большие габариты, они дороже, а диапазон их конструктивных вариантов относительно ограничен. Это может оказаться проблемой, если вам потребуется миниатюрный недорогой выключатель для фиксации питания нагрузки. В статье предлагается схемное решение, позволяющее придать кнопке с самовозвратом функцию фиксации.

Ранее были предложены конструкции, схемы которых основывались на дискретных компонентах [1] и микросхемах [2], [3]. Однако ниже будет описана схема, которой для выполнения тех же функций потребуется всего пара транзисторов и горсть пассивных компонентов.

На Рисунке 1а приведен вариант схемы включения питания для случая нагрузки, подключенной к земле. Схема работает в режиме «переключателя»; это значит, что первое нажатие включает питание нагрузки, второе выключает, и так далее.


Рисунок 1.

Чтобы понять принцип работы схемы, представим, что источник питания +Vs только что подключен, конденсатор С1 в исходном состоянии разряжен, и транзистор Q1 выключен. При этом резисторы R1 и R3 оказываются включенными последовательно и подтягивают затвор Р-канального MOSFET Q2 к шине +VS, удерживая транзистор в закрытом состоянии. Сейчас схема находится в «деблокированном» состоянии, когда напряжение нагрузки VL на контакте OUT (+) равно нулю.

При кратковременном нажатии нормально разомкнутой кнопки затвор Q2 подключается к конденсатору С1, разряженному до О В, и MOSFET включается. Напряжение нагрузки на клемме OUT(+) немедленно увеличивается до +Vs, через резистор R4 транзистор Q1 получает базовое смещение и открывается. Вследствие этого Q1 насыщается и через резистор R3 подключает затвор Q2 к земле, удерживая MOSFET открытым, когда контакты кнопки разомкнуты. Теперь схема находится в «зафиксированном» состоянии, когда оба транзистора открыты, нагрузка получает питание, а конденсатор С1 заряжается до напряжения +Vs через резистор R2.

После повторного кратковременного замыкания переключателя напряжение на конденсаторе С1 (теперь равное +Vs) окажется приложенным к затвору Q2. Поскольку напряжение затвор-исток Q2 теперь близко к нулю, MOSFET выключается, и напряжение нагрузки падает до нуля. Напряжение база-эмиттер Q1 также опускается до нуля, закрывая транзистор. В результате при отпущенной кнопке ничто не удерживает Q2 в открытом состоянии, и схема возвращается в «деблокированное» состояние, когда оба транзистора выключены, нагрузка обесточена, а С1 разряжается через резистор R2.

Шунтирующий выходные зажимы резистор R5 устанавливать необязательно. При отпущенной кнопке конденсатор С1 разряжается на нагрузку через резистор R2. Если импеданс нагрузки очень велик (то есть, соизмерим с величиной R2), или нагрузка содержит активные устройства, такие, скажем, как светодиоды, напряжение нагрузки во время выключения Q2 может оказаться достаточно большим, чтобы через резистор R4 открыть транзистор Q1 и не позволить схеме выключиться. Резистор R5 при выключении Q2 подтягивает клемму OUT(+) к шине О В, обеспечивая быстрое выключение Q1 и давая схеме возможность надлежащим образом перейти в закрытое состояние.

При правильном выборе транзисторов схема будет работать в широком диапазоне напряжений и может использоваться для управления такими нагрузками, как реле, соленоиды, светодиоды и т. д. Однако не забывайте, что некоторые работающие на постоянном токе вентиляторы и моторы продолжают вращаться и после выключения питания. Это вращение может создавать противоЭДС, достаточно большую, чтобы открыть транзистор Q1 и не позволить схеме выключиться. Решение проблемы показано на Рисунке 16, где последовательно с выходом включен блокировочный диод. В этом случае также можно добавить в схему в резистор R5.

Читайте также:  Схема пакетного выключателя 25а 380v

На Рисунке 2 изображена еще одна схема, предназначенная для нагрузок, подключенных к верхней шине питания, таких, например, как показанное в этом примере электромагнитное реле.


Рисунок 2.

Обратите внимание, что Q1 был заменен p-n-p транзистором, а на месте Q2 теперь находится N-канальный MOSFET. Эта схема работает точно так же, как схема описанная выше. Здесь R5 выполняет функцию подтягивающего резистора, соединяющего выходной контакт OUT (-) с шиной +Vs, когда транзистор Q2 выключается, и обеспечивающего быстрое закрывание Q1. Как и в предыдущей схеме, резистор R5 является необязательным компонентом, и устанавливается только при некоторых типах нагрузки, упомянутых выше.

Заметим, что в обеих схемах постоянная времени С1, R2 выбирается исходя из требуемого подавления дребезга контактов. Обычно нормальной считается величина от 0.25 с до 0.5 с. Меньшие постоянные времени могут привести к неустойчивой работе схемы, в то время как большие увеличивают время ожидания межкду замыканиями контактов кнопки, за которое должен произойти достаточно полный заряд и разряд конденсатора С1. При указанных на схеме значениях С1=330 нФ и R2=1 МОм номинальная величина постоянной времени равна 0.33 с. Обычно этого бывает достаточно, чтобы устранить дребезг контактов и переключить нагрузку за время порядка пары секунд.

Обе схемы предназначены для фиксации и отпускания ключа в ответ на кратковременные замыкания контактов. Однако каждая из них проектировалась таким образом, чтобы гарантировать правильную работу даже при сколь угодно длительном нажатии кнопки. Рассмотрим схему на Рисунке 2, когда транзистор Q2 закрыт. Если кнопка нажимается для выключения схемы, затвор подключается к потенциалу 0 В (поскольку конденсатор С1 разряжен), и MOSFET закрывается, давая возможность общей точке резисторов R1 и R2 подключиться к шине +Vs через резистор R5 и импеданс нагрузки. Одновременно Q1 также выключается, в результате чего затвор Q2 оказывается соединенным с шиной GND через резисторы R3 и R4. Если кнопку сразу же отпустить, С1 просто зарядится через резистор R2 до напряжения +Vs. Однако если оставить кнопку замкнутой, напряжение затвора Q2 будет определяться потенциалом делителя, образованного резисторами R2 и R3+R4. Считая, что при разблокированной схеме напряжение на контакте OUT (-) приблизительно равно +Vs, для напряжения затвор-исток транзистора Q2 можно записать следующее выражение:

Vs=[(+Vs)x(R3+R4)]/(R2 + R3 + R4)

Даже если напряжение +Vs будет равно 30 В, результирующего напряжения 0.6 В между затвором и истоком не хватит, чтобы открыть MOSFET вновь. Следовательно, при разомкнутых контактах кнопки оба транзистора будут оставаться выключенными.

Читайте также:  Высота установки одноклавишного выключателя

Схема на Рисунке 2 фиксируется в открытом состоянии кратковременным замыканием контактов кнопки, когда конденсатор С1 заряжен до напряжения +Vs, в результате чего Q2 быстро открывается и потенциал клеммы OUT (-) падает до нуля, а вслед за ним быстро включается Q1. Нажатие кнопки после размыкания контактов позволило бы конденсатору С1 разрядиться до нуля через резистор R2. Однако если кнопка останется нажатой, напряжение на затворе Q2 будет определяться потенциалом, задаваемым делителем R2 и R3. Поскольку Q1 открыт и насыщен, напряжение в точке соединения R3 и R4 на коллекторе Q1 будет близко к +Vs, а общая точка резисторов R1 и R2 через транзистор Q2 будет подключена к шине GND.

Поэтому при удержании кнопки в замкнутом состоянии напряжение затвор-исток транзистора Q2 равно

Следовательно, если напряжение питания равно, по крайней мере, пороговому напряжению затвор-исток Q2, оба транзистора Q2 и Q1 будут включены до тех пор, пока контакты кнопки остаются разомкнутыми.

Обе схемы служат примерами недорого способа фиксации питания нагрузки с переключателя, мощность, рассеиваемая схемами при отключенной нагрузке, равна нулю.

1. Smith, Anthony Н., «Latching power switch uses momentary-action pushbutton». EDN, October 28, 2004.

2. Schelle, Donald, «Electronic circuit replaces mechanical push-push switch», EDN, September 28, 2006.

3. Bhandarkar, Santosh, «Single-IC-based electronic circuit replaces mechanical switch», EDN, March 15, 2007.

Источник



Как сделать штатную фиксируемую кнопку

Как известно, почти все виды штатных кнопок в в автомобилях Mitsubishi — нефиксируемые, т.е. у них нет положений «включено» и «выключено». Но иногда нам такие кнопки нужны. Что ж, попробуем это реализовать с помощью электроники, при этом сами кнопки используем штатные — для наименьшего визуального «колхоза».

Для осуществления задуманного нам понадобится реле 23.3777 (оно же 2302.37777, 22.3777) — реле задних противотуманных фонарей, устанавливаемое на автомобили семейств ВАЗ-2108+.

Подробнее о реле 23.3777 читайте здесь.

Нижеописанный пример сделан с помощью штатной кнопки парктроника 8616A001. У этой кнопки есть индикация состояния «включено» с помощью специальной лампочки.

Разумеется, можно использовать кнопки без индикатора включения, тогда к ним не нужно присоединять цепь индикации (контакты 5 и 6 на схемах ниже).

Подразумевается, что у вас в наличии имеется соответствующий разъём под выбранную кнопку.

Первая — с дополнительным реле. С помощью дополнительного реле создается независимая контактная группа, с помощью которой можно замыкать (или размыкать) любые цепи.

Вторая схема попроще, без дополнительного реле. Она выдаёт управляющий сигнал +12 В в положении «включено».

В помощь — кусок штатной электросхемы автомобиля, синим обведён разъем C-43, к которому подключается кнопка штатного парктроника:

Дорабатываем реле 23.3777: обрезаем ножовкой «юбку» вокруг контактов.

Изолентой приматываем обычное реле, подпаиваем провода:

Эту конструкцию подпаиваем к разъему кнопки, соблюдая номера контактов, а также к соответствующим цепям автомобиля (масса, IGN, подсветка).

К контактной группе реле подключаем управляемую цепь.

Всё изолируем, реле укладываем и закрепляем за обшивкой салона автомобиля в удобном месте.

Выглядеть это будет примерно вот так (на примере Lancer X):

Читайте также:  Где выключатель бензонасоса фокус

Принцип работы

При включенном зажигании при нажатии на кнопку загорится зеленый индикатор, замкнется управляемая цепь. При повторном нажатии индикатор погаснет, цепь разомкнется.

Если выключить зажигание и снова его включить, кнопка будет в выключенном состоянии независимо от своего предыдущего состояния.

При необходимости можно использовать нормальнозамкнутый контакт дополнительного реле — для размыкания цепи.

Источник

Реализация «фиксируемой» кнопки на базе штатных кнопок

Материал из Mitsubishi Lancer Club F.A.Q.

Как известно, практически все виды штатных кнопок в Лансерах (кроме попогрея и выбора типа трансмиссии) — нефиксируемые, т.е. у них нет положений «включено» и «выключено». Но иногда нам такие кнопки нужны. Что ж, попробуем это реализовать с помощью электроники, при этом сами кнопки используем штатные — для наименьшего визуального «колхоза».

Для осуществления задуманного нам понадобится реле 23.3777 (оно же 2302.37777, 22.3777) — реле задних противотуманных фонарей, устанавливаемое на автомобили семейств ВАЗ-2108+.

Подробнее о реле 23.3777 читайте здесь.

Нижеописанный пример был сделан с помощью штатной кнопки парктроника 8616A001. У этой кнопки есть индикация состояния «включено» с помощью специальной лампочки.

Штатно эта кнопка располагается на центральной консоли, под нее заложена проводка и синий разъем C-43, который закреплен снизу на нише для сигаретной пачки.

Поэтому дополнительно к кнопке была заказана панелька 8011A267 и пара заглушек 8050A018.

Панелька ставится взамен сигаретной ниши.

Итак, снимаем верхнюю часть центральной консоли (просто тянем ее на себя), открывается доступ нужному нам разъему C-43 — он синего цвета.

Отрезаем от него 4 провода, оставив хвостики сантиметров по 5. Два центральных провода (3 и 4 — зелено-белый и красно-белый) не трогаем — это провода подсветки кнопки, они нас не интересуют.

Первая — с дополнительным реле. С помощью дополнительного реле создается независимая контактная группа, с помощью которой можно замыкать (или размыкать) любые цепи.

Вторая схема попроще, без дополнительного реле. Она выдаёт управляющий сигнал +12 В в положении «включено».

В помощь — кусок электросхемы автомобиля, синим обведён разъем C-43:

Дорабатываем реле 23.3777: обрезаем ножовкой «юбку» вокруг контактов.

Изолентой приматываем обычное реле, подпаиваем провода:

Эту конструкцию подпаиваем к разъему C-43, соблюдая номера контактов, а также к двум обрезанным проводкам, идущим из жгута (черный — масса, черно-белый — +12 В).

К контактной группе реле подключаем управляемую цепь.

Всё изолируем, реле укладываем и закрепляем внутри ниши — места там много.

Можно собирать и проверять.

Выглядеть это будет примерно вот так:

При включенном зажигании при нажатии на кнопку загорится зеленый индикатор, замкнется управляемая цепь. При повторном нажатии индикатор погаснет, цепь разомкнется.

Если выключить зажигание и снова его включить, кнопка будет в выключенном состоянии независимо от своего предыдущего состояния.

При необходимости можно использовать нормальнозамкнутый контакт дополнительного реле — для размыкания цепи.

Также можно брать питание от другого источника (не IGN, а, например, ACC), для этого вместо черно-белого провода подключаем соответствующий источник.

Источник