Меню

Тяговый ток в рельсовой цепи это

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Тяговый ток

На однониточных рельсовых цепях тяговый ток подается по одному рельсу, второй рельс секционирован на блок-участки длиной 550 — 900 м и служит для Сигнальных токов. На двухниточ-ных рельсовых цепях постоянный тяговый и переменный сигнальный токи подаются по обеим нитям одновременно. Для пропуска тягового тока через Изолирующий стык на соседнюю рельсовую цепь применяют путевые дроссели ( табл. 17), представляющие собой ничтожно малое сопротивление ( около 5 — Ю 4 Ом) для постоянного тягового тока и значительно большее сопротивление ( 0 3 — 0 6 Ом) для переменного сигнального тока. Так как из обоих рельсов цепи к средней точке дросселя в противоположном направлении пропускается тяговый ток примерно равной величины и имеется воздушный зазор в сердечнике, исключается возможность намагничивания железа дросселя и снижения его сопротивления переменному току. [31]

Блуждающие токи обусловлены утечками тягового тока с рельсов электротранспорта, работающего на постоянном токе. Почва является при этом шунтирующим проводником и в зависимости от величины электросопротивления рельсов и грунта ток, иногда весьма значительной силы ( до десятков и сотен ампер) проходит по земле. Встречая на своем пути подземное металлическое сооружение ( например, трубопровод или кабель) ток входит в него ( в этой зоне имеет место катодный процесс, который приводит к подщелачиванию грунта, а иногда и выделению водорода) и течет по нему, пока не встретятся благоприятные условия его возвращения на рельсы. В месте стекания тока с сооружения происходит усиленное анодное растворение металла, прямо пропорциональное величине тока. Блуждающие токи имеют радиус действия до десятков километров в сторону от токонесущих конструкций, например, рельсовых путей. [32]

Наличие в рельсовых цепях тягового тока и его гармоник, могущих оказать вредное влияние на работу рельсовой цепи, требует принятия специальных мер по защите путевого реле от помех. [33]

По использованию рельсов для тягового тока на участках с электротягой: а) двух-ниточные, б) однониточные. [34]

Увеличение сопротивления цепи утечки тягового тока через присоединяемые к рельсам конструкции достигается специальными изолирующими элементами или установкой искровых промежутков. Соединительные провода во всех случаях прокладываются изолированно от балласта и земляного полотна. [35]

Выполнение норм допустимой утечки тягового тока с рельсов для перегона проверяют между двумя соседними тяговыми подстанциями. [36]

Рельсы, по которым идет тяговый ток , не полностью изолированы от земли. Поэтому в элементах, находящихся под рельсами, возникают блуждающие токи, особенно на линиях с постоянным током. Блуждающие токи вызывают коррозию металлических сооружений. [38]

Соединения, служащие для пропуска тягового тока , должны устанавливаться двойными. Рекомендуется при этом применение медного троса. [39]

Питающие линии предназначены для передачи тягового тока от подстанций в контактную сеть, а отсасывающие — для возвращения тока из ходовых рельсов железнодорожного пути на тяговую подстанцию. [40]

Чтобы уменьшить сопротивление рельсовых цепей тяговому току , обычно параллельные пути или нити ( если нет автоблокировки) электрически соединяют друг с другом. Для этого используют соединители разной длины — от 0 6 м до нескольких метров. [41]

Чтобы уменьшить сопротивление рельсовых нитей тяговому току , обычно параллельные пути или нити электрически соединяют друг с другом. Для этого используют соединители разной длины — от 0 6 м до нескольких метров. [43]

Устройства СЦБ также защищают от влияния тягового тока , идущего по рельсам, установкой дроссель-трансформаторов у изолированных стыков, тяговых рельсовых соединений, джемперов и отсасывающих фидеров. Кроме того, путевые устройства ( релейные шкафы, светофоры и другие аппараты) и оболочки кабелей заземляют. От грозовых разрядов воздушные линии связи и СЦБ защищают установкой громоотводов на каждой десятой промежуточной, на всех угловых и сложных опорах и специальных разрядников при вводах проводов. [44]

Ходовые рельсы, используемые для возврата тягового тока от локомотива на тяговую подстанцию при электрической тяге, снабжают рельсовыми соединениями, которые устанавливают между отдельными звеньями рельсов для уменьшения сопротивления в стыках. На станциях устраивают соединения и между рельсами отдельных путей. [45]

Источник

Назначение и принцип действия рельсовой цепи.

Рельсовой цепью называется электрическая цепь, проводниками которой являются рельсовые нити участка железнодорожного пути, используемые для передачи электрических сигналов.

Рельсовые цепи предназначены для контролясвободного и занятого состояния участков пути и целостности рельсовых нитей. Рельсовые цепи обеспечивают непрерывную передачу на подвижной состав информации, необходимой для управления и регулирования движения поездов.

Рельсовая цепь содержит источник тока (питающий трансформатор ПТ), приемник тока (путевое реле П) и рельсовые нити участка пути в качестве проводников.

Схема рельсовой цепи.

Ic — сигнальный ток;

ИС – изолирующие стыки.

Ток, подаваемый в рельсовую цепь для контроля ее состояния, называют сигнальным(или блокировочным)током рельсовой цепи. В большинстве случаев в качестве источника тока применяют трансформатор, а в качестве приемника тока – путевое реле или специальный путевой приемник, на выходе которого включено путевое реле. Поэтому место подключения источника тока к рельсам называют питающим или трансформаторным концом рельсовой цепи (П или Т), а приемника тока – релейнымконцом (Р).

Смежные обособленные участки электрически изолируются друг от друга
с помощью изолирующих стыков, которые служат физической границей между рельсовыми цепями. Сигнальный ток замыкается в пределах собственной рельсовой цепи, не оказывая влияния на работу смежных рельсовых цепей.

На месте изолирующего стыка между концами рельсов имеется зазор в пределах
8 – 12 мм, в который устанавливают фибровые пластины. Они имеют профиль рельса и должны выступать за подошву рельсов, чтобы металлическая пыль, пленки стружки, попадающие на концы рельсов смежных рельсовых нитей, не могли создавать токопроводящего мостика и вызвать нарушение нормальной работы рельсовой цепи. Концы рельсов затем скрепляют между собой накладками и болтами.

Тип изолирующего стыкаопределяется способом изолирования болтов и накладок и применяемого при этом материала.

В настоящее время в основном используют изолирующие стыки клееболтового типа. Их изготавливают в стационарных условиях, скрепляя два типовых рельсовых звена металлическими накладками 1, обклеенными с внутренней стороны стеклотканью 2 с помощью эпоксидного клея. Стержни 3 болтов также обклеивают стеклотканью, чтобы не допустить электрического контакта с рельсами. При сборке стыка концы рельсов также покрывают эпоксидным клеем и накладки оказываются не только стянутыми болтами, но и приклеенными к шейкам рельсов. Изолирующие стыки клееболтового типа по сравнению с другими типами являются более надежными по механической прочности и изоляционным свойствам.

Читайте также:  Илья тока это бпан детка это бпан

Клееболтовой изолирующий стык Изолирующий стык с лигнофолевыми
накладками

Изолирующие стыки композитного типа собирают с накладками из электроизоляционных материалов. Лигнофолевые накладки 3 – продукт прессовки целлюлозы. При закреплении лигнофолевых накладок под головки болтов 4 и гайки 1 прокладывают металлические пластины 2, не перекрывающие изолирующий стык. Таким образом устанавливаются четыре металлические накладки, по две с каждой стороны изолирующего стыка. Поэтому болты, стягивающие лигнофолевые накладки, не изолируют от шейки рельсов. Изоляционные свойства изолирующих стыков с лигнофолевыми накладками достаточно высокие, но по механическим свойствам они уступают стыкам с металлическими накладками.

Рельсовая линия состоит из отдельных рельсов, которые соединяются между собой с помощью температурных стыков. Для обеспечения устойчивой работы рельсовой цепи температурные стыки должны хорошо проводить электрический ток; такие стыки называют токопроводящими. Электропроводимость обеспечивают приварные стыковые соединители. Они состоят из медного гибкого провода площадью поперечного сечения не менее 95 мм 2 , заваренного по концам в стальные наконечники — манжеты. Манжеты стыкового соединителя приваривают к нерабочей грани головки рельсов на расстоянии 100 мм от торца рельсов на 12 – 15 мм ниже поверхности катания. Механическую прочность приварки проверяется постукиванием молоточка по наконечникам рельсового соединителя; при некачественной приварке наконечник отрывается полностью или частично. Плохой электрический контакт вызывает нагрев соединителя при протекании обратного тягового тока по рельсовой нити. Электрическое сопротивление приварного электросоединителя не должно превышать сопротивление сплошного рельса длиной 1,5 м.

Приварной стыковой соединитель:

1 — свободный зазор; 2 — манжета; 3 — медный трос; 4 — хомутик;
5 — зона сплавления медных жилок латунным припоем

В экстренных случаях вместо отдельных приварных соединителей, вышедших из строя, разрешается устанавливать временные соединители, прикрепляемые, к подошве рельса специальными зажимами — струбцинами. Не позднее, чем через трое суток, такие соединители должны быть заменены приварными.

Временный стыковой соединитель:

1 — кабель диаметром 14.3 мм;
2 — специальный болт (струбцина);
3 — гайка;
4 — пружинная шайба;
5 — контактная скоба

Рельсовая цепь в отличие от других видов электрических цепей имеет низкое сопротивление изоляции. Изоляторами рельсовой цепи являются шпалы, лежащие в бетоне или балласте. Из–за плохой изоляции между рельсами возникают токи утечки с одной рельсовой нити на другую, что усложняет работу рельсовых цепей, требует постоянного контроля за их состоянием.

Электрическое сопротивление, оказываемое току утечки в рельсовой цепи, называют сопротивлением изоляции или сопротивлением балласта.

Виды рельсовых цепей.

По способу пропускания обратного тягового тока по ходовым рельсам рельсовые цепи делятся на двухниточные и однониточные.

В двухниточных рельсовых цепях обратный тяговый ток протекает по двум рельсовым нитям. Для его пропуска в обход изолирующих стыков на границе двух смежных рельсовых цепей устанавливают два путевых дросселя или дроссель — трансформатора.

Двухниточная
рельсовая цепь

Iт — обратный тяговый ток; М – тяговый двигатель электропоезда.

Путевой дроссель имеет одну, основную, обмотку из медной шины большого сечения с двумя крайними выводами и выводом средней точки обмотки. Крайние выводы при помощи дроссельных тяговых соединителей подключаются к рельсам, а средние выводы двух смежных путевых дросселей соединяются между собой медной шиной, создавая обратному тяговому току путь в обход изолирующих стыков.

Путевые дроссель – трансформаторы отличаются от путевых дросселей наличием дополнительной обмотки, которая вместе с основной обмоткой образует трансформатор. Дополнительная обмотка используется для подключения приборов питающего и релейного концов рельсовой цепи.

В однониточнойрельсовой цепи обратный тяговый ток, в ее пределах, протекает по одной рельсовой нити.

Однониточная рельсовая цепь

Iт – обратный тяговый ток;
М – тяговый двигатель электропоезда.

Для пропуска обратного тягового тока в обход изолирующего стыка устанавливают между противоположными рельсовыми нитями косой тяговый соединитель.

В однониточной рельсовой цепи рельсовую нить, по которой протекает обратный тяговый ток, называют тяговой нитью, а по которой обратный тяговый ток не протекает – сигнальной или блокировочной нитью.

Так как для пропуска обратного тягового тока должно использоваться не менее двух (тяговых) нитей, то тяговые нити разных путей в определенном порядке объединяют между собой уравнивающими тяговыми соединителями.

Однониточные рельсовые цепи, в основном, применяют в депо; в тоннеле – на перекрестных съездах. В местах перехода с однониточных рельсовых цепей на двухниточные тяговую нить соединяют со средней точкой дроссель – трансформатора ближайшей двухниточной рельсовой цепи.

По конфигурации рельсовые цепи повторяют путевое развитие и делятся на неразветвленные и разветвленные.

Неразветвленные рельсовые цепи устраивают в пределах изолированных участков, не имеющих ответвлений. Такие рельсовые цепи имеют один питающий и один релейный конец.

Неразветвленная рельсовая цепь

ПТ — питающий трансф-тор;

П — путевое реле;
Со, Ср – конденсаторы;

ДТ — путевой дроссель-трансформатор;
Ic — сигнальный ток.

Разветвленныерельсовые цепи устраивают там, где имеются ответвления (стрелочные секции) и пересечения путей. Такие рельсовые цепи имеют один питающий и 2 или 3 релейных конца в зависимости от числа ответвлений. Разветвленная рельсовая цепь имеет контроль свободности, когда свободны все ее ответвления, и контроль занятости, когда занято хотя бы одно ответвление или питающий конец.

Разветвленная рельсовая цепь

ПТ – питающий трансформатор;
Р1, Р2 – релейные концы рельсовой цепи;
П -1, П — 2 – путевые реле;
Со, Ср – конденсаторы;

Ic – сигнальный ток;
ССП – соединитель стрелочного перевода.

По способу изоляции смежных рельсовых цепей различают рельсовые цепи с изолирующими стыками и бесстыковые (тональные) рельсовые цепи.

Рельсовые цепи с изолирующими стыками– это цепи, которые питаются сигнальным током одинаковой частоты – 50 Гц. В них точно фиксируется граница между смежными рельсовыми цепями.

Источник

Лекция 4. Принцип действия, устройство и основные типы рельсовых цепей

Рельсовой цепью называется электрическая цепь, в кото­рой в качестве проводников тока попользуются рельсовые ни­ти железнодорожного пути.

Основное назначение рельсовых цепей (р.ц.) состоит в автоматическом контроле состояния участков пути: заняты они подвижным составом или свободны и исправны. Кроме того, р. ц. выполняют функции контроля целости рельсовых ни­тей и в ряде случаев служат каналами связи между проход­ными светофорами ,по увязке сигнальных показаний и переда­че их на локомотив.

Читайте также:  Что характеризует сила тока в физике 8 класс

В простейшем виде р.ц. состоит из следующих основных элементов: рельсовой линии (рельсовых нитей со стыковыми соединителями, шпал и балласта) РЛ, ограниченной с обеих сторон изолирующими стыками ИС для электрического раз­деления соседних рельсовых цепей, и подключенных на одном ее конце источника питания (например, выпрямителя ПВ) с ограничителем Ко, а на другом — путевого реле Л (рис. 6).

При свободном состоянии участка пути протекающий по рельсам ток попадает в путевое реле, в результате чего якорь его притягивается и, замыкая фронтовые контакты, фиксирует свободное состояние участка. С момента вступления поезда в пределы контролируемого участка пути ток замыкается в ос­новном через колесные пары подвижного состава, имеющие малое электрическое сопротивление. Путевое реле, зашунтированное малым сопротивлением, отпускает свой якорь и за­мыкает тыловые контакты, фиксируя занятие участка поездом.

При нахождения поезда на питающем конце р.ц. источник питания оказывается замкнутым лишь на очень малое сопро­тивление колесных пар и поэтому ток в цепи резко возрастает. Для предотвращения в этом случае выхода из строя источника питания устанавливается сопротивление Ко, которое .ограни­чивает ток источника, не допуская увеличения его сверх уста­новленных пределов.

Для предотвращения потери электрического контакта в рельсовых стыках и уменьшения их сопротивления применя­ются стыковые соединители.

На неэлектрифицированных участках железных дорог при­меняются, как правило, р.ц. постоянного тока, которые по способу питания различаются: с непрерывным питанием, ког­да протекающий в р.ц. ток является непрерывным (см. рис. 6), и с импульсным питанием, когда в р.ц. ток протекает в виде повторяющихся импульсов (рис. 7).

Для импульсного питания р.ц. используется непрерывно работающий маятниковый трансмиттер МТ, который система­тически замыкая и размыкая свои контакты в цепи источника питания р.ц., посылает в рельсовую линию импульсы постоян­ного тока. Основным источником питания р.ц. является путе­вой выпрямитель ПВ, который резервируется на случай отсут­ствия переменного тока аккумуляторной батареей ПБ.

Приемником импульсов на релейном конце р.ц. служит импульсное путевое реле ИП. В силу импульсного характера работы это реле не может быть использовано непосредственно для управления сигнальными устройствами. Поэтому на ре­лейном конце устанавливается еще основное путевое реле Л, включаемое через дешифратор ДШ. При импульсной работе ИП реле П удерживает свой якорь постоянно притянутым. Если реле ИП обесточивается или, наоборот, непрерывна ста­новится под ток вследствие воздействия, например, посторон­него источника питания, то путевое реле П обесточивается, фиксируя тем самым наиболее безопасное состояние рельсо­вой цепи..

Кроме высокой защищенности от воздействий посторонних источников питания, импульсная р.ц. обеспечивает работу при длине до 2600 м в то время, как длина р.ц. с непрерывным питанием не превышает 1500 м.

На электрифицированных участках железных дорог устра­иваются рельсовые цепи переменного тока. На этих участках, как известно, контактный провод является прямым проводом для тягового тока электровозов, а обратным проводом служат рельсовые нити и земля.

Если обратный тяговый ток пропускается по обеим рельсо­вым нитям, то устраиваемая р.ц. переменного тока называет­ся двухниточной (в отличие от однониточной, где обратный тяговый ток пропускается только по одной рельсовой нити). В этом случае для пропуска обратного тягового тока в обход изолирующих стыков по каждую сторону от них устанавлива­ются дроссель-трансформаторы (рис. 8). Каждый дроссель-трансформатор имеет две обмотки: основную со средним вы­водом и дополнительную. Основная обмотка включается в рельсы, а ее средняя точка соединяется с такой же точкой дроссель-трансформатора смежной р.ц.

От подстанции по контактному проводу тяговый ток посту­пает в двигатели электровоза, а далее через колесные пары попадает в рельсы, разветвляясь на две части. У изолирующих стыков эти токи складываются; протекая по обеим половинам основной обмотки дроссель-трансформатора и по соединительному тросу подходят к средней точке соседне­го дроссель-трансформатора, где вновь разветвляются и протекают по рельсовым нитям соседней, р.ц. в направлении тя­говой подстанции. Указанные токи протекая по обеим половинам основных обмоток дроссель-трансформато­ров, имеют противоположные направления. Если эти токи рав­ны, т.е. результирующий магнитный поток оказывается равным нулю и, следовательно, индуктирование тягового тока в дополнительных обмотках дроссель-трансформаторов не возможно. Этим достигается исключение влияния тягового тока на аппа­ратуру р.ц., которая подключается к дополнительным обмот­кам дроссель-трансформаторов: на питающем конце — источ­ник сигнального тока ИСТ, а на релейном — путевой прием­ник ПП (путевое реле).

Ток от источника питания ИСТ, замыкаясь по дополни­тельной обмотке дроссель-трансформатора, индуктирует в его основной обмотке ЭДС, под действием которой в рельсовой линии протекает сигнальный ток . Этот ток проходит по всей основной обмотке дроссель-трансформатора релейного конца р.ц. и поэтому создаваемый им магнитный поток индук­тирует в дополнительной обмотке ЭДС, обеспечивающую сра­батывание путевого приемника.

В реальных условиях эксплуатации тяговые токи вследствие имеющейся всегда некоторой асимметрии сопро­тивления рельсовых нитей распределяются в рельсах неравно­мерно. Это приводит к возникновению на дополнительных обмотках дроссель — трансформаторов переменных напряжений тягового тока, которые могут неблагоприятно сказываться на работе р.ц. Для защиты р.ц. от этих влияний предусматри­ваются фильтры ЗБФ (рис.9), ФП-25 (рис. 10), а частота сиг­нального тока выбирается всегда отличной от частоты тягово­го тока. При этом в условиях электротяги постоянного тока, как правило, применяется промышленная частота 50 Гц, что позволяет обойтись простым источником сигнального тока — трансформатором ПТ (см. рис. 9). При электротяге переменного тока. для питания р.ц. применяется частота 25 Гц и по­этому в качестве источника сигнального тока используется преобразователь частоты ПЧ 50/25 (рис. 10).

Рельсовые цепи переменного тока по способу питания де­лятся на кодовые (импульсные) и непрерывного питания. Максимальная длина кодовых р.ц. составляет 2600 м, поэто­му они применяются в основном на (перегонах в устройствах . числовой кодовой автоблокировки, . Кодовые сигналы, посы­лаемые в р.ц., отличаются друг от друга числом импульсов в течение одного кодового цикла.

Кодовый характер питания р.ц. позволяет использовать одну и ту же аппаратуру как для работы р.ц., так и для пе­редачи информации на локомотив о показаниях впереди рас­положенных светофоров, а также увязать сигнальные показа­ния смежных светофоров между собой без использования для этого специальных линейных проводов.

Читайте также:  Сила тока для остановки сердца

Для посылки импульсов кодированного тока в рельсовую линию служит трансмиттерное реле Т, фронтовой контакт ко­торого замыкает цепь путевого трансформатора П Т как в ко­довой р.ц. 50 Гц, так и р.ц. 25 Гц.

Кодовая р.ц. 50 Гц в качестве составных элементов вклю­чает дроссель-трансформаторы типов ДТ-0,6-500 и ДТ-0,2-500, рассчитанные на пропуск по каждому (рельсу тягового тока 500 А, поскольку при электротяге постоянного тока с напряжением контактной сети 3 кВ тяговый ток имеет большую вели­чину (см. рис. 9). Кодовая р.ц. 25 Гц, применяемая при элек­тротяге переменного тока с напряжением контактной сети 27 кВ, использует дроссель-трансформаторы ДТ-1-150, пропу­скающие по каждой половине основной обмотки тяговый ток 150 А (см. рис. 10). Для повышения напряжения на релейном конце этой р. ц. до необходимой величины, определяемой на­пряжением срабатывал™ путевого реле, устанавливается изо­лирующий трансформатор И Т.

Рельсовые цепи переметного тока 25 Гц с непрерывным пи­танием применяются на станциях, если их длина не превыша­ет 1500 м. В качестве путевого реле в этих р. ц. используется фазочувствительное реле типа ДСШ, срабатывание которого зависит не только от величины напряжения на его путевой об­мотке, но и от фазы этого напряжения по отношению к напря­жению местного элемента реле. Такая зависимость существенно повышает защищенность путевого реле от действия различного рода помех, а защитный блок ЗБ-ДСШ предохраняет реле ,от возможных перенапряжений на релейном конце рель­совой цепи. Назначение остальных элементов такое же, как в кодовой р.ц. (рис. 11).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник



Рельсовые цепи – назначение, классификация, основные элементы

Рельсовой цепью называетсяэлектрическая цепь, проводниками которой служат рельсовые нити пути. Рельсовые цепи являются основным элементом всех устройств железнодорожной автоматики и телемеханики: автоблокировки, автоматической локомотивной сигнализации, электрической централизации стрелок и сигналов, диспетчерского контроля движения поездов, автоматической переездной сигнализации и ряда других систем

Назначение: рельсовые цепи служат для контроля свободного или занятого состояния участка пути на перегонах и станциях, контроля целостности рельсовых линий, передачи кодовых сигналов с путевых устройств на локомотив и между путевыми устройствами.

Классификация РЦ:

1. По принципу действия:

нормально замкнутые;

нормально разомкнутые.

Под нормальным состоянием рельсовой цепи подразумевается такое состояние, когда рельсовая цепь свободна от подвижного состава.

В нормально замкнутой рельсовой цепи путевое реле и источник питания включены на разных ее концах. Поэтому при свободном состоянии рельсовой цепи путевое реле находится под током, контролируя свободность рельсовой цепи и исправность всех ее элементов, а при занятии рельсовой цепи подвижным составом реле отпускает якорь, чем фиксируется ее занятость.

В нормально разомкнутой рельсовой цепи путевое реле нормально не возбуждено, т.к. источник питания и само путевое реле размешаются на одном конце рельсовой цепи. Прохождение тока и возбуждение путевого реле происходит только при нахождении на рельсовой цепи поезда. При свободном состоянии в нормально разомкнутой рельсовой цепи исправность элементов не контролируется, поэтому такие рельсовые цепи применяются лишь на сортировочных горках и в схемах фиксации проследования поезда в системах полуавтоматической блокировки.

Т.к. в нормально замкнутой рельсовой цепи при свободном ее состоянии имеется контроль исправности всех ее элементов, то такие рельсовые цепи являются основным видом рельсовых цепей в устройствах автоматики и телемеханики, и дальнейшая классификация рельсовых цепей будет относиться к нормально замкнутым рельсовым цепям.

2. По роду питающего тока:

постоянного тока;

переменного тока.

Рельсовые цепи постоянного тока применяются только на участках с автономной тягой.

Рельсовые цепи переменного тока получили наибольшее распространенно. Они применяются как на участках с электрической тягой, так и с автономной. Рельсовые цепи переменного тока различаются между собой частотой подаваемого в рельсы сигнального тока.

При электротяге постоянного тока в качестве сигнального тока в рельсовых цепях переменного тока используется ток частотой 50 Гц. На участках с электротягой переменного тока применяются рельсовые цепи с частотой сигнального тока 25 или 75 Гц.

3. По способу подачи сигнального тока в рельсы различают РЦ с:

непрерывным питанием;

импульсным питанием;

кодовым питанием.

В РЦ с непрерывным питанием при свободной РЦ сигнальный ток непрерывно поступает в рельсы, и ПР находится в возбужденном состоянии. В РЦ с импульсным питанием при свободной РЦ сигнальный ток поступает в рельсы периодически равномерными импульсами и путевое реле работает в импульсном режиме. В рельсовых цепях с кодовым питанием при свободной РЦ сигнальный ток поступает в рельсы в виде кодового сигнала, содержащего один, два или три импульса различной продолжительности, и путевое реле работает в кодовом режиме в такт принимаемым кодам.

4. По способу пропуска обратного тягового тока в обход изолирующих стыков различают:

двухниточные;

однониточные.

В двухниточных рельсовых цепях обратный тяговый ток протекает по обеим рельсовым нитям. Для этого по обе стороны изолирующего стыка между рельсовыми нитями включаются два дроссель — трансформатора. Их средние точки соединяют между собой перемычкой, обеспечивая пропуск обратного тягового тока в обход изолирующих стыков. Такие двухниточные рельсовые цепи обеспечивают работу автоматической локомотивной сигнализации и меньше подвержены влиянию тягового тока. Поэтому они применяются на кодируемых путях станций и на перегонах.

B однониточных рельсовых цепях тяговый ток пропускается по одной рельсовой нити пути. Для пропуска тягового тока между нитями, относящимися к смежным рельсовым цепям, устанавливаются косые тяговые соединители К. Однониточные рельсовые цепи наиболее подвержены влиянию тягового тока, что снижает надежность их работы. Такие рельсовые цепи применяют на станциях па неответственных путях при длине рельсовой цепи до 500 м.

Основные элементы:

— источник питания – трансформатор и аккумуляторная батарея;

— стыковые соединители – стальные (автономная тяга) и медные (электрифицированные участки); штепсельные и приварные;

— изолирующие стыки для электрического разделения смежных рельсовых цепей;

— путевое реле, установленное в релейном шкафу, и регулируемый резистор;

— кабельные стойки, через которые путевое реле и источники питания подключаются к рельсовым нитям.

Источник