Меню

Технологическая карта сборки электродвигателя переменного тока

Порядок сборки электродвигателей

Сборку электродвигателя начинают со сборки отдельных узлов. В подшипниковые щиты запрессовывают перезалитые вкладыши или выточенные заново втулки. Их надо предварительно пришабрить по валу и выпилить в них по старым размерам канавки для смазки и прорези для смазочных колец.

Вкладыши и втулки запрессовывают в щит при помощи небольшого винтового или гидравлического пресса или осторожными ударами молотка через прокладку. При этих операциях сборки особенно опасны перекосы, которые могут привести к заклиниванию втулок и вкладышей.

Рис. 2. Установка подшипникового щита электродвигателя при выбивании вкладыша: а — правильная, б — неправильная.

Шарикоподшипники необходимо туго посадить на вал. Для облегчения этой операции подшипник нагревают в масляной ванне до температуры 70 — 75°. При этом подшипник расширяется и легче надевается на вал электродвигателя. При нагревании подшипник не рекомендуется ложить на дно ванны, а надо подвешивать его на проволоке. Подогревать подшипник в пламени паяльной лампы не рекомендуется чтобы не допустить отпуск стали подшипника.

Насаживают подшипник на вал электродвигателя легкими ударами молотка по трубе, упирающейся во внутреннее кольцо подшипника. При дальнейшей сборке наружная обойма подшипника должна быть посажена нормально в гнездо подшипникового щита. Слишком тугая посадка может привести к зажиму шариков, а слабая вызовет проворачивание наружной обоймы подшипника в гнезде щита, что недопустимо.

Следующую операцию — введение ротора в расточку статора производят так же, как и при разборке. Затем устанавливают подшипниковые щиты, закрепляя их временно болтами. При этом необходимо, чтобы щиты были установлены на свое старое место, что проверяют по совпадению меток, нанесенных на корпусе и щите при разборке.

При одевании щитов на вал электродвигателя надо приподнять смазочные кольца подшипников скольжения, иначе они могут быть повреждены валом.

После установки щитов ротор электродвигателя проворачивают вручную. Ротор правильно собранного электродвигателя должен вращаться сравнительно легко.

Тугое вращение вала электродвигателя может быть вызвано: неправильной посадкой подшипника качения на вал (малый радиальный зазор), недостаточной расшабровкой втулки или вкладыша подшипника скольжения, наличием в подшипнике опилок, грязи, засохшего масла, перекосами вала, обработкой вала или корпуса, не соответствующей посадке, увеличенным трением кожаных или войлочных уплотнений о вал.

Коллектор может иметь следующие неисправности: нарушение геометрической формы, замыкание коллекторных пластин, выступайте межпластиночной изоляции над пластинами, износ и оплавление пластин. Геометрическая форма коллектора нарушается чаще всего из-за несвоевременного продороживания коллектора. При этой неисправности на рабочей поверхности коллектора в результате неравномерного износа пластин в продольном направлении образуется волнистость и повышается радиальное биение.
Для восстановления коллектор обтачивают на токарном станке, а затем шлифуют и полируют. Обточку выполняют до полной ликвидации дефекта при минимальной подаче (не более 0,05мм/об) резцами с пластинами из твердого сплава ВК-6 или ВК-8 со скоростью резания 1 — 1,5 м/с, которая не должна превышать номинальную окружную скорость коллектора.

После обточки коллектор продороживают и полируют. На практике обточку и шлифовку выполняют с помощью переносных приспособлений при вращении якоря машины постоянного тока в своих подшипниках (рис. 2.34). Шлифовку коллектора производят при номинальной частоте вращения якоря. Полируют коллектор с помощью деревянных брусков из несмолистых пород дерева (бук, клен), которые вставляют в щеткодержатели вместо щеток так, чтобы их волокна были расположены перпендикулярно к коллектору. Полировка способствует более быстрому образованию на поверхности коллектора оксидной пленки, необходимой для хорошей коммутации.

Рис. 2.34. Переносные приспособления для обточки (а) и шлифовки (б) коллектора:
1 — станина; 2 — суппорт; 3 — резец; 4 — карборундовый круг; 5 — гибкий вал; 6 — электродвигатель

Ремонт коллектора заканчивается продороживанием, т. е. прорезанием межпластиночной миканитовой изоляции на глубину 0,5 — 1,5 мм в зависимости от размеров коллектора. Иногда продороживание выполняют ручными резаками (рис. 2.35, о) и с помощью специального переносного приспособления ПМР-20К (рис. 2.35, б). Рабочая часть приспособления имеет метрическую шкалу для установки дисковых фрез на размер и шаг коллекторных пластин, а также концентрический зажим, позволяющий регулировать глубину продороживания. Изоляция прорезается фрезой левого вращения и соответствующей толщины. Продороживание выполняют в защитных очках и одежде, рукава которой должны быть завязаны.

По окончании продороживания края пластин обрабатывают напильником (снимают заусенцы и скашивают под утлом 45°).
Поврежденные пластины заменяют с помощью специальных приспособлений. Новые пластины должны быть из того же материала и иметь такой же профиль и размеры, что и заменяемые. Пластины предварительно собирают и спрессовывают с миканитовой изоляцией и между собой, а затем устанавливают на коллектор.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 138 ; Нарушение авторских прав

Источник

Нов-электро

Профессиональный сайт для энергетиков

  • Главная
  • Вопрос – Ответ
  • Документация
    • Инструкции
      • Raychem
      • Schneider Electric
      • Siemens
    • Паспорта
    • Правила
    • Технические регламенты
    • Технологические карты
  • Разное
  • Справочная
    • Эксплуатационная документация
  • Статьи

Технологическая карта текущего ремонта асинхронных электродвигателей 0,5 – 1,5 кВт

admin

Предлагаю пример технологической карты текущего ремонта асинхронных электродвигателей 0,4 кВ мощностью 0,5 – 1,5 кВт.

Меры безопасности.

Электродвигатель должен быть обесточен, отключен АВ, установлено заземление, вывешены плакаты. На вводные концы кабеля электродвигателя наложить переносное заземление. Место работ оградить. Работать с применением СИЗ. Работать поверенными приборами и испытанным электроинструментом и приспособлениями.

Состав бригады.

Электромонтер по ремонту электрооборудования с не ниже 3 гр. по электробезопасности. Электромонтер по ремонту электрооборудования с 3 гр. по электробезопасности.

Инструмент.

Ключи гаечные 6 – 32 мм – 1 комплект.

Напильники – 1 комплект.

Набор головок – 1 набор.

Щетка по металлу – 1 шт.

Нож монтерский – 1 шт.

Набор отверток – 1 комплект.

Отвертка слесарная – 1 шт.

Плашки 4 – 16 мм – 1 комплект.

Метчики 4 – 16 мм – 1 комплект.

Набор сверл 3 – 16 мм – 1 комплект.

Монтировка – 1 шт.

Плоскогубцы – 1 шт.

Кисть плоская – 2 шт.

Щётка-смётка – 1 шт.

Приспособления, приборы, механизмы, защитные средства.

Микроомметр – 1 шт.

Мегомметр 500 В -1 шт.

Уровень микрометрический – 1 шт.

Паяльный инструмент – 1 шт.

Набор щупов – 1 комплект.

Штангенциркуль – 1 шт.

Защитные каски – индивидуально.

Указатель напряжения (380в).

Рукавицы – 2 пары.

Защитные очки – 2 шт.

Материалы и запасные части.

Припой ПОС – 0,02 кг

Припой медно-фосфорный – 0,02 кг

Читайте также:  Полная сила тока при последовательном соединении

Герметик – прокладка маслостойкий – 50 мл

Стеклолента – 0,150 кг

Лак электроизоляционный – 0,4 кг

Бумага наждачная – 0,5 м

Материалы обтирочные – 0,5 кг

Лента ПХВ – 0,05 кг

Канифоль – 0,005 кг

Лента киперная – 0,5 м

Смазка ЦИАТИМ – 221 – 0,3 кг

Уайт-спирит – 0,3 л

Последовательность операций.

№ п/п Наименование и содержание работ Оборудование и приспособления Технические требования
1 Наружный осмотр электрической машины, в том числе систем
управления, защиты, вентиляции и охлаждения.
Соответствие техническим паспортам по эксплуатации и электрическим схемам.
2 Визуальная проверка состояния заземляющего проводника;
проверка состояния контура заземления.
Молоток, лопата Отсутствие антикорозийного покрытия, ослабление крепления, механические повреждения не допускаются.
3 Проверка на отсутствие посторонних шумов. Посторонние шумы не допускаются.
4 Чистка доступных частей от загрязнения и пыли. Уайт спирит, ветошь, щётка по металлу, щётка-смётка.
5 Осмотр элементов соединения двигателя с приводимым механизмом. Трещины по швам, разрывы, перекосы, ослабления резьбовых соединений не допускаются.
6 Проверка подсоединения и надежности уплотнения подводимых
кабелей, технического состояния и герметичности вводных коробок и
муфт уплотненного ввода;
проверка состояния уплотнителей, поверхностей и деталей, обеспечивающих взрывозащиту;
взрывонепроницаемость вводов кабелей и проводов.
Набор слесарных щупов №1 Набор инструментов набор отвёрток Набор головок. Шероховатость рабочей поверхности Rd не более 1,25 мкм.
7 Проверка крепления электропривода к раме (задвижке). Набор инструментов. Набор головок. Ослабления крепления не допускаются.
8 Осмотр состояния пуско-регулирующей аппаратуры (ПРА). Набор инструментов. Набор отвёрток.
9 Продувка статора и ротора сжатым воздухом. Компрессор.
10 Проверка сопротивления изоляции обмоток;
при необходимости сушка.
Мегомметр напряжением 500В. Сопротивление изоляции не должно быть менее 0,5 МОм.
11 Проверка сопряжения деталей, обеспечивающих герметичность. Набор слесарных щупов №1. Набор инструментов, набор отвёрток. Набор головок, герметик. Величины зазоров указаны в руководстве по эксплуатации.
12 Проверка наличия смазки в подшипниках электродвигателя, (при наличии пресс маслёнки пополнение). Смазка ЦИАТИМ – 221, шприц для запрессовки смазки.
13 Осмотр, зачистка и подтяжка контактных соединений. Набор инструментов. Шкурка шлифовальная тканевая по ГОСТ 5009-82. Перекосы, наличие окиси, ослабления контактных соединений не допускаются.
14 Ревизия узлов автоматических выключателей. Набор инструментов. Набор отвёрток.
15 Проверка наличия маркировки кабелей, надписей и обозначений на кожухе, при необходимости восстановление. Кисть, краска (табличка). Отсутствие маркировки и надписей не допускаются.

Дополнительно, возможно указать в таблице трудоемкость, трудозатраты, и другую, необходимую информацию, применимо к вашим условиям.

Источник

Инструкция по ремонту электродвигателей 6 кВ, БНС, спецкомпрессора и РВ — Технологическая карта текущего ремонта асинхронных электродвигателей

Содержание материала

3.11 Технологическая карта текущего ремонта асинхронных электродвигателей 6кВ ПЭН.

Приспособления, инструмент, оборудование

Возможные дефекты, неисправности

Рекомендуемый метод устранения

3.11.1 Разборка электродвигателя.

Снять крышку выводов статора, отсоединить силовой кабель и провода термометров сопротивления, отсоединить заземление

Чистая поверхность выводов, Целостность изоляторов и резьбы шпилек, плотная посадка наконечников на кабелях

г/к 12х13 наждачная бумага, бензин, паяльник

Окисление поверхностей выводов, растрескивание изоляторов, срыв резьбы на шпильках, нарушение крепления наконечников на кабелях

Отшлифовать поверхность выводов, промыть бензином, при необходимости заменить изоляторы, пропаять наконечники

Отсоединить и снять с ЭД диффузоры.

Снять воздушный фильтр, продуть и просушить

Приспособление для продувки, бензин Б–70,г/к 10х12

3.11.2 Ревизия статора.

Проверить крепление (с наружной стороны) вентиляционных распорок статора

ОК простукиванием молотком

Однородный, глухой звук и Отсутствие дребезжания

Заварить дефектные распорки

Очистить от пыли, грязи, масла и осмотреть лобовые части обмотки статора

Отсутствие загрязнений, плотная намотка бандажей и посадка дистанционных распорок

Игла бандажная, бандажная лента

Ослабление бандажей и распорок

Перебандажировать лобовые части обмотки, установить дистанционные распорки

3.11.3 Сборка электродвигателя.

Установить диффузоры на ЭД.

Установить воздушный фильтр.

Присоединить силовой кабель, провода термометров сопротивления, присоединить заземление, закрыть крышку выводов статора,

Чистая поверхность выводов, Целостность изоляторов и резьбы шпилек, плотная посадка наконечников на кабелях

г/к, наждачная бумага, бензин, паяльник

Окисление поверхностей выводов, растрескивание изоляторов, срыв резьбы на шпильках, нарушение крепления наконечников на кабелях

Очистить поверхность выводов, промыть бензином, при необходимости заменить изоляторы, пропаять наконечники

После сборки произвести контрольный замер сопротивления изоляции двигателя и коэффициента абсорбции мегомметром 2500В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 40 МОм, коэффициент абсорбции – не менее значения, указанного в п. 1.3.2.

3.12 Технологическая карта текущего ремонта асинхронных электродвигателей 6кВ ЦН.

Приспособления, инструмент, оборудование

Возможные дефекты, неисправности

Рекомендуемый метод устранения

3.12.1 Разборка электродвигателя.

Снять крышку выводов статора, отсоединить силовой кабель и провода термометров сопротивления, отсоединить заземление

Чистая поверхность выводов, Целостность изоляторов и резьбы шпилек, плотная посадка наконечников на кабелях

г/к, наждачная бумага, бензин, паяльник

Окисление поверхностей выводов, растрескивание изоляторов, срыв резьбы на шпильках, нарушение крепления наконечников на кабелях

Отшлифовать поверхность выводов, промыть бензином, при необходимости заменить изоляторы, пропаять наконечники

Измерить воздушный зазор между статором и ротором

Соответствие зазоров требованиям (табл. 4.1).

Набор измерительных щупов

Несоответствие воздушного зазора требуемым значениям

Принять решение о переводе двигателя в КР для установки требуемого воздушного зазора.

3.12.2 Ревизия статора.

Очистить от загрязнений и продуть сжатым воздухом вентиляционные каналы, расточки, лобовые части обмотки, корпус статора

Приспособление для продувки, безворсовая ветошь

Очистить от пыли, грязи, масла и осмотреть лобовые части обмотки статора

Отсутствие загрязнений, плотная намотка бандажей и посадка дистанционных распорок

Игла бандажная, бандажная лента

Ослабление бандажей и распорок

Перебандажировать лобовые части обмотки, установить дистанционные распорки

3.12.3 Сборка электродвигателя.

Измерить воздушный зазор между статором и ротором

Соответствие зазоров требованиям (табл. 4.1).

Набор измерительных щупов

Несоответствие воздушного зазора требуемым значениям

Принять решение о переводе двигателя в КР для установки требуемого воздушного зазора.

Присоединить силовой кабель, провода термометров сопротивления, присоединить заземление, закрыть крышку выводов статора,

Чистая поверхность выводов, Целостность изоляторов и резьбы шпилек, плотная посадка наконечников на кабелях

г/к, наждачная бумага, бензин, паяльник

Окисление поверхностей выводов, растрескивание изоляторов, срыв резьбы на шпильках, нарушение крепления наконечников на кабелях

Очистить поверхность выводов, промыть бензином, при необходимости заменить изоляторы, пропаять наконечники

После сборки произвести контрольный замер сопротивления изоляции двигателя и коэффициента абсорбции мегомметром 2500В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 40 МОм, коэффициент абсорбции – не менее значения, указанного в п. 1.3.2. При сборке проверить состояние маслоуказателей, для чего:

а) очистить маслоуказатели от внешних загрязнений;

б) вывернуть успокоительный болт из маслоуказателя, очистить внутреннюю полость успокоительной камеры маслоуказателя и успокоительный болт от загрязнений; установить новую уплотнительную прокладку головки успокоительного болта и завернуть болт обратно. Допускается, при необходимости, смазать уплотнительную прокладку головки успокоительного болта тонким слоем маслостойкого герметика КЛТ-75;

в) проверить отсутствие на внутренних поверхностях стекла налета, затрудняющего визуальный контроль уровня масла, механических повреждений в виде трещин и сколов; прочистить мягкой проволокой «дыхательное» отверстие в верхней крышке маслоуказателя;

г) продуть маслоуказатели сжатым воздухом давлением не более 2 кг/см 2 , для проверки проходимости маслоуказателя с контролем по напору воздуха, выходящего через «дыхательное» отверстие;

При обнаружении следов потеков масла через уплотнения маслоуказателя, налета на внутренней поверхности стекла, затрудняющего визуальный контроль уровня масла, инородных частиц (остатки герметика и т.п.) или других дефектов производится полная разборка маслоуказателя и устранение дефектов с последующей сборкой. При этом успокоительный болт вворачивается на место в последнюю очередь, после отвердевания герметика, уплотняющего стекло. После сборки маслоуказатель устанавливается на маслованну смотровым отверстием корпуса малоуказателя в сторону, противоположную корпусу электродвигателя, после чего производится повторная проверка маслоуказателя по п. г).

При установке пайол верхней части корпуса и соединительных перемычек между пайолами, в качестве контрящей меры, в резьбовом соединении перемычек использовать герметик (краску).

3.13 Технологическая карта текущего ремонта асинхронных электродвигателей 6кВ (НР).

Источник



Технологическая карта №3. Электродвигатели переменного тока МСТ

БЧ Ш Электродвигатели переменного тока МСТ
Наименование работ Периодич­ность Профессия исполнителя Выполняемые пункты
Ремонт и проверка Один раз в пять лет Электромеханик 5.3.1 – 5.3.6

Испытательное и технологическое оборудование, средства измерений, инструмент, материалы: мегаомметр на 500 В, измеритель сопротивлений (омметр), цифровой мультиметр, стабильный источник питания, милливольтметр, пробойная установка, индикатор перемещений, граммометр, тахометр, штангенциркуль, линейка металлическая, специальные приспособления и щупы, сварочный аппарат, гидравлический пресс, токарный станок, фрезерный станок, верстак с тисками, сушильный шкаф, компрессор, электропаяльник, набор рожковых ключей, молоток, надфиль, пинцет монтажный, монтёрский нож, фрезы, оправка, метчики, лупа, щетка, салфетка хлопчатобумажная, обтирочный материал (безворсовая ветошь), шкурка шлифовальная, кисточка, припой, канифоль, спирт, бензин, керосин технический, растворитель, ацетон, эпоксидная шпатлевка, грунтовка, лак пропиточный, трансформаторное масло, красная и черная краска (эмаль), олифа, эмаль холодной сушки, картон электроизоляционный, лакоткань, войлок, провода ПЭВ-2 и ПЭТВ, шпагат полипропиленовый, лента киперная, изоляционная лента, ручка, запасные части к электродвигателям, защитные очки, маска сварщика.

В стрелочных электроприводах применяются электродвигатели переменного тока МСТ-0,3 и МСТ-0,6.

Основные технические данные электродвигателей, параметры обмоток статора и ротора приведены соответственно в таблицах 6 и 7.

Наименование параметра Значение параметра
МСТ-0,3 МСТ-0,6
Напряжения питания, В 190/110 190/110
Мощность, Вт
Потребляемый ток, А, не более 2,1/3,6 2,8/4,85
Частота вращения, об/мин 850 ± 5% 2850 ± 10%
Вращающий момент, Н·м 3,43 2,37
Частота, Гц
КПД, % не менее
cosφ 0,72 0,84
Наименование параметра Значение параметра
МСТ-0,3 МСТ-0,6
Секции обмоток статора (провод ПЭВ-2, ПЭТВ)
Число витков
Диаметр провода, мм 0,71 0,9
Сопротивление секции обмоток при температуре окружающей среды 20 ° С, Ом 0,94 ± 5% 0,54 ± 5%
Сопротивление фазной обмотки, Ом 5,64 ± 5% 2,16 ± 5%
Сердечник статора
Количество пазов
Ротор
Количество пазов

Электродвигатель (смотри рисунок 35) состоит из корпуса (2), статора (11),ротора (13) и двух крышек (1).

Конструктивно электродвигатели переменного тока отличаются статором и ротором; корпус, боковые крыш­ки, вал ротора с подшипниками и клеммная колодка унифицированы.

Электродвигатели выпускаются на напряжение 190/110 В. Пе­реключение обмоток статора со «звезды» на «треугольник», т. е. с напряжения 190 на 110 В осуществляется перестановкой пластин (6)на клеммной колодке (9).

1 – крышка; 2 – корпус; 3 – клемма; 4 – гайка; 5 – шайба; 6 – пластина контактная; 7 – винт;

8 – шайба; 9 – колодка клеммная; 10 – прокладка; 11 – статор; 12 – втулка; 13 – ротор;

14 – шарикоподшипник; 15 – шайба компенсационная; 16 – втулка стальная; 17 – винт;

18 – шайба пружинная; 19 – шайба.

Рисунок 35 — Электродвигатель переменного тока МСТ.

Подготовка к ремонту

Подготовку к ремонту электродвигателя МСТ проводить с уче­том требований, изложенных в 5.1.1.

Разборку электродвигателя проводить в следующей последовательно­сти: отметить первоначально положение крышек относительно кор­пуса; вывернуть винты М6, крепящие крышки электродвигателя; легкими ударами молотка через медную выколотку по квадратному торцу вала ротора отделить переднюю крышку вместе с котором от корпуса; отделить заднюю крышку от корпуса; освободить вал с ротором от передней крышки; снять шарикоподшипники с вала.

Проверка и ремонт статора

Устройство статора

Статор (смотри рисунок 36) имеет сердечник, собранный из листов электротехнической стали в пакет (1). В пазах сер­дечника расположены секции (7) обмотки статора, изолированные друг от друга прокладкой из электрокартона. Секции изолированы от сердечника прокладками (5) и (6) из лакоткани и электрокартона. Между секцией (7) и клином (9) помещена прокладка (8) из электрокартона. Лобовые части обмотки статора изолированы лакотканью (4), лентой (3) и электрокартоном (2).

1 – пакет; 2 – изоляция лобовых частей; 3 – лента ЛЭ-20-37; 4 – лакоткань ЛКМ109;

5 – лакоткань ЛКМ105; 6 – прокладка пазовая; 7 – секция обмотки статора; 8 – прокладка из картона электроизоляционного ЭВ или пленки электрокартонной ПЭС; 9 – клин;

10 – наконечник обжимной диаметром 6 мм; 11 – провод ПВЗ 1,0.

Рисунок 36 — Статор электродвигателя МСТ-0,3 (МСТ-0,6).

Параметры статоров электродвигателей МСТ-0,3 и МСТ-0,6 приведены в таблице 8.

Двигатель МСТ-0,3 МСТ-0,6
Марка провода ПЭВ-2 ПЭВ-2
Диаметр провода, мм 0,71 0,9
Число проводников в пазу
Число проводников фазы
Число фаз
Шаг обмотки по пазам
Число полюсов
Число пазов
Число пазов на полюс и фазу

Проверка статора

Проверка технического состояния статора сводится к визуальному осмотру, замеру сопротивления изоляции и сопротивления обмоток постоянному току.

При осмотре проверить целостность изоляции лобовых час­тей, выводов обмоток, отсутствие механических повреждений, от­слаивания пластин, а также выступания за поверхность пластин клиньев. Плотность посадки клиньев проверить выталкиванием клина из паза текстолитовой пластиной толщиной
2 мм. Ослаблен­ные клинья изъять и вновь установить на краску или эмаль. Клинья должны быть изготовлены из березы и пропитаны олифой.

При осмотре выводов обратить внимание на прочность посад­ки обжимов и состояние наконечников. Контактные поверхности наконечников должны быть ровными и чистыми.

Проверки сопротивления об­моток статора постоянному то­ку, а также сопротивления изо­ляции обмоток статора относи­тельно корпуса и между собой выполнять согласно требова­ниям, приведенным далее.

Ремонт статора

Распрессовать статор на гидравлическом прессе с помощью специальной оправки (смотри рисунок 37). Корпус двигателя располагать на столе пресса на подставке или трубе, внутренний диаметр которой от 142 до 145 мм. Высота подставки или трубы должна быть не менее 180 мм.

Закрепить статор в тисках через алюминиевые прокладки толщиной
от 1,0 до 1,5 мм и срезать обмотку.

Освободить статор от остат­ков обмотки, для чего статор по­местить в сушильную печь и вы­жигать обмотку при температу­ре 100 °С в течение 2,5 ч. Убрать обмотку из пазов стато­ра, пазы прочистить и продуть сжатым воздухом.

Изготовить необходимые изоляционные детали: коробку, пазовую прокладку междуслойную в пазовой части, прокладку под клин, клин пазовый, междуфазовую прокладку в лобовой части.

Рисунок 37 — Оправка для распрессовки (размеры в скобках для запрессовки) статора электродвигателя МСТ.

Обмотки статора наматывать проводом ПЭВ-2, ПЭТВ. Намотку секций обмотки статора для электродвигателя МСТ-0,3 выполнять согласно
рисунка 38, а для МСТ-0,6 – согласно рисунок 39. Намоточные данные приведены в таблице 7.

Допуска­ется изготовление последовательно шести секций на одну фазу для МСТ-0,3 и четырех секций – для МСТ-0,6.

Рисунок 38 — Секция обмотки статора Рисунок 39 — Секция обмотки статора

МСТ-0,3 МСТ-0,6

В пазы вставить пазовые коробки. Для предохранения коробок от повреждений при закладке проводов обмотки в шлицы вставить временные направляющие вкладыши, удаляемые после укладки катушки.

Секции укладывать, вводя в прорези паза отдельные витки об­мотки секции с последующим уплотнением витков. Внимательно следить, чтобы все проводники располагались параллельно друг другу.

Шаговые обмотки укладывать своими нижними сторонами на дно паза. Верхние же стороны этих обмоток остаются неуложенными. Затем уложить остальные обмотки нижними и верхними сторо­нами. После укладки нижних сторон обмотки в пазы заложить межслойные прокладки. Уплотнить провода в лазу: в паз вставить уплотнитель, продвигая его по межслойной прокладке и одновре­менно с продвижением ударяя по нему молотком, тем самым оса­живая обмотку ко дну паза. Провода верхних обмоток тщательно сравнять изаложить в пазы. Удалить направляющие вкладыши, вновь уплотнить провода в пазу, заложить подклиновые прокладки изаклинить паз.

Обмотки статора соединить по схемам, приведенным на рисунках 40 и 41. Длина выведенных для пайки концов обмотки должна быть от 3 до 5 см. Провода должны быть соединены пайкой на длине не ме­нее 15 мм. Спаянные проводники уложить на лобовые части об­мотки.

Рисунок 40 — Схема электрических соединений обмоток статора электродвигателя МСТ-0,3.

Рисунок 41 — Схема электрических соединений обмоток статора электродвигателя МСТ-0,6.

Места паек, лобовые части и выводные концы изолировать лен­той из лакоткани шириной от 15 до 20 мм, нарезанной под углом 45° к направлению основы. Выводные концы должны быть длиной 250 мм, диаметр провода от 0,75 до 1,5 мм.

На выводные концы надеть электроизоляционные трубки (ТЛВ-1) длиной 80 мм, поставить обжимы (С7) – (С6)и наконечники диамет­ром 6 мм. На лобовые части статора положить прокладку из электрокартона, лакоткани и обмотать в полунахлест киперной лентой (ЛЭ).

Просушить обмотку в печи при температуре не выше 100 ° С в течение
2,5 ч. После сушки остывший до температуры от 50 ° С до 70 °С статор погрузить в ванну с лаком электроизоляционным (МЛ92), выдержать в лаке до прекращения выделения пузырь­ков воздуха. После этого статор подвесить для стекания лака и просушить в печи при температуре 100 °С в течение времени от 8 до 12 ч. Пропитку повторить. После каждой пропитки удалить лак с
вывод­ных концов, поверхности статора лоскутом, смоченным в бензине.

Проверить сопротивление изоляции обмоток по отношению к корпусу статора, которое должно быть не менее 100 МОм.

Запрессовать статор с обмоткой в корпус электродвигателя. За­прессовку статора выполнять на гидравлическом прессе с по­мощью специальной оправки (смотри рисунок 37). Корпус двигателя распо­лагать на столе пресса на подставке или трубе высотой от 30 до 40 мм. При запрессовке статора оправку ориентировать таким образом, чтобы выходные концы выходили в паз (20×45) мм.

Концы фазных обмоток вывести в окно корпуса через резино­вую прокладку. Между токоведущими проводниками и корпусом электродвигателя должен быть обеспечен зазор не менее 3 мм.

Проверка ротора

Ротор (смотри рисунок 42) состоит из пакета (2)листов электротехнической стали, насаженного на вал (1) и закрепленного от проворачивания шпонкой (3)((4) –шарикоподшипник). Пакет ротора электродвигателя МСТ-0,3 имеет 26 па­зов, а электродвигателя типа МСТ-0,6 –31 паз.

Рисунок 42 — Ротор электродвигателя МСТ-0,3 (МСТ-0,6).

Короткозамкнутая обмотка ротора представляет собой «бе­личью клетку», образуемую методом горячей заливки алюминием.

Проверка ротора сводится к визуальному осмотру цилиндриче­ской и торцевых поверхностей пакета, вала и подшипников.

К характерным дефектам ротора относятся: уменьшение плот­ности запрессовки и распушение пластин пакета; ослабление креп­ления пакета на валу; повреждение торцевых поверхностей, нали­чие на них трещин, усадочных раковин, отслоений в местах залив­ки стержней алюминием.

Проверку и осмотр вала, подшипников ротора, корпуса элект­родвигателя проводить согласно технологиям, приведенным в 5.1.2, 5.1.7 и 5.1.8.

Сборка электродвигателя

Сборку электродвигателя проводить в следующей последова­тельности.

Вставить наружную обойму шарикоподшипника совме­стно с ротором в посадочное гнездо передней крышки двигателя. Поперечного люфта подшипника не должно быть.

Установить ротор в корпус двигателя. Проследить, чтобы торцевые стенки стакана и ротора находились на одной линии. Закрепить крышку винтами М6 с шайбами.

Установить заднюю крышку и при помощи компенсационных шайб отрегулировать продольный люфт вала ротора в пределах от 0,26 до 1,28 мм. Закрепить крышку винтами М6 с шайбами.

Усиление крепления крышек к корпусу выполнить по техно­логии, приведенной в 5.1.9.

Источник