Меню

Сила тока вентилятора радиатора

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

Приводятся все основные электросхемы и модификации подключения вентилятора охлаждения (ВО) жидкости в автомобилях ВАЗ различных моделей. В чём суть работы ВО? Электрический двигатель с крыльчаткой на валу установлен внутри прямоугольной металлической рамы, при помощи которой он крепится к тыльной стороне радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленную струю воздуха, которая, собственно, и охлаждает тосол или антифриз.

Если не работает вентилятор охлаждения, не спешите обращаться в автосервис. Установить причину неисправности можно и самостоятельно. Тем более что для этого совсем не обязательно иметь специальные навыки — просто изучите справочный материал от 2shemi.ru и следуйте инструкциям по его проверке/замене.

Схема включения кулера ВАЗ 2104, 2105 и 2107

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

  1. вентилятор радиатора
  2. датчик температуры (находится на радиаторе снизу)
  3. монтажный блок
  4. реле зажигания
  5. замок зажигания

А — к контакту «30» генератора.

Электровентилятор охлаждения ВАЗ 2106

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

  1. датчик включения электродвигателя;
  2. электродвигатель вентилятора;
  3. реле включения электродвигателя;
  4. основной блок предохранителей;
  5. выключатель зажигания;
  6. дополнительный блок предохранителей;
  7. генератор;
  8. аккумуляторная батарея.

Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

До 1998 года выпуска на автомобилях со старым монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители) в цепь вентилятора было включено реле 113.3747. После 1998 года такое реле отсутствует.

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

Так же до 1998 года применялся датчик включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3ºС, размыкания 94±3ºС), после 1998 года ТМ-108-10 с аналогичными температурными диапазонами или его аналоги разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный под большой ток ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 17.3722

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик включения электродвигателя
  3. Монтажный блок
  4. Выключатель зажигания

К9 — Реле включения электродвигателя вентилятора. А — К выводу “30” генератора

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 2114-3722010-60

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик 66.3710 включения электродвигателя
  3. Монтажный блок

А — К выводу “30” генератора

Схема включения ВО ВАЗ 2110

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилях отличается. На автомобилях с карбюраторным двигателем, для этого используется термобиметаллический датчик ТМ-108, а на автомобилях с инжекторным двигателем управление осуществляет контроллер.

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

Схема на 2113, 2114, 2115 инжектор и карбюратор

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

Где находится реле вентилятора

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

4 – реле электровентилятора;
5 – реле электробензонасоса;
6 – главное реле (реле зажигания).

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

Внимание: порядок следования реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов. Поэтому находим реле от которого отходят тонкий розовый с черной полосой провод, идущий от главного реле (контакт 85*)(не путать с тонким, красным с черной полосой проводом, идущим от контроллера) и толстый силовой белый с черной полосой провод (контакт 87) (белый и розовый нужные нам провода), это и есть реле вентилятора.

Если вентилятор охлаждения не работает

Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему. Технические данные электровентилятора и датчика включения вентилятора:

  • Номинальная частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой, 2500 – 2800 об/мин.
  • Потребляемая сила тока электродвигателя, 14 А
  • Температура замыкания контактов датчика, 82±2 град.
  • Температура размыкания контактов датчика, 87±2 град.

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

Вентилятор системы охлаждения может не включаться из-за:

  • неисправности электропривода;
  • перегоревшего предохранителя;
  • неисправного термостата;
  • вышедшего из строя термодатчика включения кулера;
  • неисправного реле ВО;
  • обрыва электропроводки;
  • неисправной пробки расширительного бачка.

Для проверки самого электродвигателя вентилятора VAZ подаем на его выводы напряжение 12 В от аккумуляторной батареи – исправный мотор заработает. Если причина неполадки в вентиляторе, его можно попытаться отремонтировать. Проблема, обычно, заключается в щетках или подшипниках. Но случается что электродвигатель выходит из строя вследствие замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше заменить весь привод.

Предохранитель ВО находится в монтажном блоке моторного отсека автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А). Проверка производится с помощью автомобильного тестера, включенного в режиме пробника.

  1. В автомобиле с карбюраторным мотором необходимо проверить датчик — включить зажигание и замкнуть между собой два провода, идущие к датчику. Вентилятор должен включиться. Если этого не произошло, проблема точно не в датчике.
  2. Для инжекторных авто необходимо прогреть мотор до рабочей температуры, и рассоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети машины. В этом случае контроллер обязан запустить вентилятор в аварийном режиме. Электронный блок воспринимает это как сбой в системе охлаждения, и заставляет работать привод вентилятора в постоянном режиме. Если привод запустился – датчик неисправен.

Замена электровентилятора в авто

  1. Ставим автомобиль на ровной поверхности, обездвиживаем его стояночным тормозом.
  2. Открываем капот, отключаем минусовую клемму.
  3. Ключом на 10 откручиваем крепления корпуса воздушного фильтра.
  4. Отверткой ослабляем хомут воздуховода на датчике расхода воздуха и снимаем гофру.
  5. Откручиваем саморезы, фиксирующие крышку корпуса воздушного фильтра, извлекаем фильтрующий элемент.
  6. Ключом на 8 откручиваем крепление воздухозаборника и демонтируем его.
  7. Ключом на 10, потом на 8 откручиваем гайки крепления кожуха вентилятора по периметру (всего 6 штук).
  8. Отключаем колодку проводов на разъеме вентилятора.
  9. Аккуратно извлекаем кожух вентилятора вместе с приводом.
  10. Ключом на 10 откручиваем 3 болта, удерживающих электродвигатель на кожухе.
  11. Ставим на его место новый.
  12. Устанавливаем конструкцию на место, фиксируем, подключаем разъем.
  13. Дальнейший монтаж производим в обратном порядке.
Читайте также:  Сила тока в цепи зависит от свойства проводника

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

Модернизация схемы управления

Вентилятор охлаждения на десятке включается при тепературе 100-105°C, тогда как нормальной рабочей
температурой двигателя является 85-90°С, получается вентилятор включается при перегреве двигателя, что естественно сказывается негативно.

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

Эту проблему можно решить двумя способами: настроить температуру включения в «мозгах» или сделать кнопку. Мы остановимся на втором. Включение вентилятора с кнопки очень удобно: попал в затор — включил, выехал — выключил, и никого перегрева.

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

В салоне была установлена кнопка выбора режима работы вентилятора (отключен постоянно, включен постоянно, включение автоматически посредством датчика) — этот «тюнинг» не является обязательным, но будет очень полезным дополнением.

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

На контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет большой ток и по этому там обязательно используем провода, сечением не менее 2 мм иначе более тонкий провод не выдержит и сгорит.

Видео — подключение и проверка ВО

НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ КОММЕНТАРИИ

С реле (от кнопки принудительного вкл) на спирали от классической печки ,потом параллельно тм-108-10 в новые «мамки» по два провода, соответственно обороты ВО в 1,5 (через одну спираль) и в 2 раза (через две последовательно), в итоге ВО не слышен , не вибрирует и не разбивает подшипники вентилятора , в пробке и по городу хватает , за 90гр не выходит ,при буксовке тм-108-10 сам включится (то есть через спирали было 8 вольт , тм-108 замкнулся и стало 14 , так как подключен параллельно.) Работает 3 года на карб 2110.

Источник

Club Italia

Форум для крепких духом и больных на голову Alfa è una macchina per la gente forte di spirito e debole di testa

  • Список форумовСобственно про машинкиAlfa 164
  • Изменить размер шрифта
  • Версия для печати
  • FAQ
  • Регистрация
  • Вход

Сколько потребляет вентилятор охлаждения радиатора?

Модераторы: Typhoon, Лютег

Сколько потребляет вентилятор охлаждения радиатора?

finishstolb » Вс ноя 27, 2011 11:57 am

Аватара пользователя
finishstolb ветеран Сообщения: 2611 Зарегистрирован: Вс дек 20, 2009 6:38 pm Откуда: Saint-Petersburg Авто: 164,G116,xxx-e36

  • ICQ

Re: Сколько потребляет вентилятор охлаждения радиатора?

камкам » Вс ноя 27, 2011 1:14 pm

Re: Сколько потребляет вентилятор охлаждения радиатора?

Сажик » Вс ноя 27, 2011 1:16 pm

Re: Сколько потребляет вентилятор охлаждения радиатора?

finishstolb » Вс ноя 27, 2011 3:21 pm

30- это у меня рабочий, пусковой больше, плавкая вставка на 40а стояла. Контакты разьёма реле не горелые и чистые.

Аватара пользователя
finishstolb ветеран Сообщения: 2611 Зарегистрирован: Вс дек 20, 2009 6:38 pm Откуда: Saint-Petersburg Авто: 164,G116,xxx-e36

  • ICQ

Re: Сколько потребляет вентилятор охлаждения радиатора?

Сажик » Вс ноя 27, 2011 3:47 pm

Re: Сколько потребляет вентилятор охлаждения радиатора?

finishstolb » Вс ноя 27, 2011 3:58 pm

Какой поставили? Номерок остался или название модели?

Аватара пользователя
finishstolb ветеран Сообщения: 2611 Зарегистрирован: Вс дек 20, 2009 6:38 pm Откуда: Saint-Petersburg Авто: 164,G116,xxx-e36

  • ICQ

Re: Сколько потребляет вентилятор охлаждения радиатора?

ALFA-Dnepr » Вс ноя 27, 2011 5:13 pm

Аватара пользователя
ALFA-Dnepr Почетный альфист Сообщения: 3182 Зарегистрирован: Вт апр 11, 2006 10:31 pm Откуда: Днепропетровск

Re: Сколько потребляет вентилятор охлаждения радиатора?

finishstolb » Вс ноя 27, 2011 5:17 pm

Аватара пользователя
finishstolb ветеран Сообщения: 2611 Зарегистрирован: Вс дек 20, 2009 6:38 pm Откуда: Saint-Petersburg Авто: 164,G116,xxx-e36

  • ICQ

Re: Сколько потребляет вентилятор охлаждения радиатора?

Lirik » Вс ноя 27, 2011 7:02 pm

Аватара пользователя
Lirik эпичный казак Сообщения: 6492 Зарегистрирован: Ср апр 04, 2007 12:18 pm Откуда: Мск (СПб) Авто: brera_3.2q4

Re: Сколько потребляет вентилятор охлаждения радиатора?

Arthur164 » Вт ноя 29, 2011 9:48 pm

Аватара пользователя
Arthur164 Почетный альфист Сообщения: 4171 Зарегистрирован: Пн июн 04, 2007 3:04 pm Откуда: Moscow Авто: AR 164 2.0 TS Super

Re: Сколько потребляет вентилятор охлаждения радиатора?

Werwoolf » Ср ноя 30, 2011 1:18 pm

Аватара пользователя
Werwoolf альфавладелец Сообщения: 2090 Зарегистрирован: Вт июн 29, 2010 11:49 pm Откуда: Старый Оскол Авто: AR 164 2.0 R4 Turbo

Re: Сколько потребляет вентилятор охлаждения радиатора?

камкам » Ср ноя 30, 2011 7:21 pm

Re: Сколько потребляет вентилятор охлаждения радиатора?

Werwoolf » Чт дек 01, 2011 12:54 pm

Аватара пользователя
Werwoolf альфавладелец Сообщения: 2090 Зарегистрирован: Вт июн 29, 2010 11:49 pm Откуда: Старый Оскол Авто: AR 164 2.0 R4 Turbo

Re: Сколько потребляет вентилятор охлаждения радиатора?

ALFA-Dnepr » Чт дек 01, 2011 11:04 pm

Аватара пользователя
ALFA-Dnepr Почетный альфист Сообщения: 3182 Зарегистрирован: Вт апр 11, 2006 10:31 pm Откуда: Днепропетровск

Re: Сколько потребляет вентилятор охлаждения радиатора?

finishstolb » Чт дек 01, 2011 11:25 pm

Аватара пользователя
finishstolb ветеран Сообщения: 2611 Зарегистрирован: Вс дек 20, 2009 6:38 pm Откуда: Saint-Petersburg Авто: 164,G116,xxx-e36

  • ICQ

Источник

Сила тока вентилятора радиатора

  • regРегистрация
  • logВход
  • В начало форума
  • Правила форума
  • Старый дизайн
  • FAQ
  • Поиск
  • Пользователи

вывод темы на печать

  • 1
  • 2
  • 3
  • >

На форуме 10 лет Сообщения: 194 Откуда: Киев Авто: ВАЗ 21114 2005г 85т/км

На вентлятор охлаждения радиатора не подавался минус.
Вентилятор, температурный датчик, предохранитель, реле вентилятора целы. Контакты зачищены. Возможен обрыв. Снимать защиту и искать — ну его на фиг.
Провел я проводку в салон и установил тумблер в свободную кнопку.
А был под рукой микро тумблер МТ1, времен СССР.
Вот его и использовал.
Не знаю я на какой ток он рассчитан, но через 10 минут нагревается сильно.
Что посоветуете?
Какой ток в цепи с работающим вентилятором?
На какой ток рассчитан микро тумблер МТ1 при 14 вольтах?

На форуме 11 лет Сообщения: 43420 Откуда: PODOLSK Авто: ВАЗ 21093 МПСЗ

На какой ток рассчитан микро тумблер МТ1 при 14 вольтах?

Какой ток в цепи с работающим вентилятором?

_________________
PODумай
O Lишней
SKорости !

Свободу попугаям и c105 !

На форуме 14 лет Сообщения: 9588 Откуда: Тульская область Авто: Passat B5 1.8T AEB

Какой ток в цепи с работающим вентилятором?

Порядка 8 А при работе и раза в 2-2,5 выше при пуске.
Да и вообще зачем вешать тумблер на силовую цепь? Раз уж озадачился протяжкой новых проводов, то протянул бы новый провод как альтернативу неисправному штатному к штатному же реле, а на крайний случай через тумблер подал бы управляющий «-» на реле и ничего бы не грелось.

На какой ток рассчитан микро тумблер МТ1 при 14 вольтах?

На форуме 10 лет Сообщения: 194 Откуда: Киев Авто: ВАЗ 21114 2005г 85т/км

проще найти неисправность в штатной цепи включения карлсона

— это на словах. Хотя не знаю, может вы авто электрик.
А мне проще было проводку замутить.
Нашел. Максимальная коммутируемая мощность микрика постоянного тока 70 Вт.
А карлсон, выходит, около 150-180 Вт.
Да, нужно ставить реле. Буду думать как и где.
Если есть видео или какая то инфа про такую установку, будьте добры, дайте ссылку.

Добавлено спустя 2 минуты 45 секунд:

протянул бы новый провод как альтернативу неисправному штатному к штатному же реле

На форуме 11 лет Сообщения: 43420 Откуда: PODOLSK Авто: ВАЗ 21093 МПСЗ

может вы авто электрик.

А карлсон, выходит, около 150-180 Вт.

нужно ставить реле.

Не нужно!У тебя оно уже стоИт.

мне проще было проводку замутить.

_________________
PODумай
O Lишней
SKорости !

Свободу попугаям и c105 !

На форуме 10 лет Сообщения: 194 Откуда: Киев Авто: ВАЗ 21114 2005г 85т/км
На форуме 11 лет Сообщения: 43420 Откуда: PODOLSK Авто: ВАЗ 21093 МПСЗ

Исправить. С радостью.

1.Сначала проверяем гудит ли клаксон.
2.Находим около ЭБУ реле вентилятора и вытаскиваем его.
Вместо реле вставляем перемычку между клеммами 30 и 87
Включился ли вентилятор?
Если нет,то эту вставленную перемычку отдельным проводом замыкаем еще и на массу кузова.
Теперь включился?
это проверяется даже без ключа в замке зажигания.

Дальше пойдем по результатам этих проверок.

Это про то, что в ногах пассажира.

Как мне до него тяжко добираться.

Очень легко.Снимаешь правую боковушку и они все три перед глазами.
Нужно то,к которому БЕЛЫЙ с Черной полосой провод подходит.
На данной картинке оно правое,т.е. переднее,но у тебя может на другом месте.
Ищи по цвету провода.

_________________
PODумай
O Lишней
SKорости !

Свободу попугаям и c105 !

На форуме 10 лет Сообщения: 194 Откуда: Киев Авто: ВАЗ 21114 2005г 85т/км

Новое реле ранее вставлял — не включался.
Кстати, я не уверен, что правильно поверяю ВКЛ карлсона.
А проверял я так:
Отсоединил клемму с датчика ОЖ и повернул ключ на зажигание. Правильно?

А к колодке я добирался не раз. Но мне эти изгибы тела. не мальчик, поди.

На форуме 11 лет Сообщения: 43420 Откуда: PODOLSK Авто: ВАЗ 21093 МПСЗ

проверял я так:
Отсоединил клемму с датчика ОЖ и повернул ключ на зажигание. Правильно?

_________________
PODумай
O Lишней
SKорости !

Свободу попугаям и c105 !

На форуме 10 лет Сообщения: 194 Откуда: Киев Авто: ВАЗ 21114 2005г 85т/км
На форуме 10 лет Сообщения: 18533 Откуда: Воронеж Авто: Пал смертью храбрых
На форуме 10 лет Сообщения: 194 Откуда: Киев Авто: ВАЗ 21114 2005г 85т/км
На форуме 11 лет Сообщения: 43420 Откуда: PODOLSK Авто: ВАЗ 21093 МПСЗ

Отсоединил клемму с датчика ОЖ

_________________
PODумай
O Lишней
SKорости !

Свободу попугаям и c105 !

На форуме 10 лет Сообщения: 194 Откуда: Киев Авто: ВАЗ 21114 2005г 85т/км

Ты к тому ли датчику лезешь?

Смотря от какого датчика

На форуме 11 лет Сообщения: 43420 Откуда: PODOLSK Авто: ВАЗ 21093 МПСЗ

Правильно! Значит не клемму,а колодку,в которой этих клемм две.

Проверяй,как выше написал.

_________________
PODумай
O Lишней
SKорости !

Свободу попугаям и c105 !

На форуме 10 лет Сообщения: 194 Откуда: Киев Авто: ВАЗ 21114 2005г 85т/км

Проверяй,как выше написал.

Помню, перемычку в реле и её же на кузов (без ключа зажигания)

Вот только не уверен, что завтра будет у меня время.
Так что если будет пауза — не взыщите.

На форуме 11 лет Сообщения: 43420 Откуда: PODOLSK Авто: ВАЗ 21093 МПСЗ

если будет пауза — не взыщите.

_________________
PODумай
O Lишней
SKорости !

Свободу попугаям и c105 !

На форуме 10 лет Сообщения: 194 Откуда: Киев Авто: ВАЗ 21114 2005г 85т/км
На форуме 14 лет Сообщения: 9588 Откуда: Тульская область Авто: Passat B5 1.8T AEB

у нас на ТЫ общаться проще.

Отсоединил клемму с датчика ОЖ и повернул ключ на зажигание. Правильно?

Bosch 7.9.7 (возможно не со всеми прошивками, а с частью, но мне попадались именно такие) включает карлсона спустя примерно полминуты после запуска двигателя. То есть если у тебя такой мозг — от одного снятия разъёма с термодатчика толку может и не быть.
Плюс крайне желательно приобрести диагностический адаптер. Помимо того, что им можно смотреть ошибки, можно ещё и тестировать исполнительные механизмы прям с компьютера/телефона. В данном случае была бы очень кстати такая штуковина.

Читайте также:  Силовой тяговый генератор постоянного тока гп 311б тепловоза 2тэ10м

P.S. А какова предыстория вопроса, ну то есть чего вдруг ты карлсон проверять полез? Движок кипит или ещё какая беда?

На форуме 10 лет Сообщения: 194 Откуда: Киев Авто: ВАЗ 21114 2005г 85т/км

-Viewer-
На авто установлен БК Multitronics VG1031
с установленным предупреждением про 105 градусов температуры.
Он и сообщил о перегреве. А далее я начал искать.
Правда БК старенький и половина кнопок не реагирует на нажатие.
Но это потом буду решать.
А на авто ЭБУ Январь 7.2.

На счет Ты, Вы. Извините, воспитан так. Обращайтесь ко мне на Ты, — ничего против не имею.

Приспособу для проверки спаял. )

На форуме 11 лет Сообщения: 43420 Откуда: PODOLSK Авто: ВАЗ 21093 МПСЗ

На авто установлен БК Multitronics VG1031
с установленным предупреждением про 105 градусов температуры.
Он и сообщил о перегреве.

А можно ли подпаяться к контактам 30 и 87 рабочего реле, вставить его на место, а вывод к массе кузова, ничего не спалю?

Приспособу для проверки спаял.

На счет Ты, Вы. Извините, воспитан так. Обращайтесь ко мне на Ты, — ничего против не имею.

_________________
PODумай
O Lишней
SKорости !

Источник



Anikeev’s blog

У любого компьютерного вентилятора есть разъём, чтобы подключать его к питанию. Усилием воли вентилятор крутиться не будет, поэтому надо его обеспечить электричеством. Разберёмся, что такое вольты, амперы и прочее.

В вольтах измеряется напряжение. От подаваемого напряжения зависит скорость вращения вентилятора, а от неё — эффективность охлаждения, количество продуваемого воздуха и уровень шума. Например, если на вентилятор подать не ожидаемые 12 В, а всего 9 В, то он будет медленнее крутиться и меньше шуметь.

В амперах измеряется сила тока. Она никак особо не влияет на эффективность и указывается на вентиляторах для понимания, сколько электричества будет жрать конкретный экземпляр.

Два контакта (2-pin) это плюс и минус. Может показаться, что такие модели безнадёжно устарели, но именно они устанавливаются в блоки питания. Штука в том, что блок питания — ограниченная в размерах коробочка, в которой известны все компоненты. То есть блок питания может сам себе померить температуру и, исходя из этого, подать нужное напряжение на вентилятор. Если напряжение максимальное, а температура всё равно не сбивается, значит вентилятор неисправен и надо как-то самоотключиться. Двухконтактные вентиляторы в блоках питания регулируются самим блоком питания. Но в более общем смысле это и правда тупые вентиляторы. В самих компьютерах они практически не используются и это правильно. А если и используются, то крутят постоянно на максимальной скорости. И это не хорошо.

Три контакта (3-pin) это ранний «стандарт» компьютерных вентиляторов. Помимо двух проводов питания появился третий — по нему считываются показания о частоте вращения. Вероятно, эта схема пришла из серверного оборудования, где надо вовремя понять, что вентилятор не крутится (ибо сдох) или крутится значительно медленнее (оброс пылью). В первую очередь таким вентилятором обзавёлся процессор, ведь если вертушка не крутится, то это тревожно — значит, надо контролировать обороты.

Начиная с трёхпиновых моделей компьютеры научились управлять скоростью вращения. Ну, не прямо уж управлять. Просто в биосе появилась возможность выбрать одно из трёх значений, обычно они были такие:

  • Silent — тихий, самое низкое напряжение, что-то около 7 В
  • Normal — золотая середина с напряжением в районе 9 В
  • Performance — производительный режим с чистыми 12 В

Штука в том, что полноценный вентилятор на 12 В при подаче такого напряжения очень сильно шумел, на 7 В был практически бесшумен, а на 5 В просто отказывался раскручиваться.

Вот ещё проблема — ни ты, ни компьютер не знают, с какой скоростью должен вращаться конкретный вентилятор. Для одного норма 600 оборотов в минуту, для другого — 1600. Поэтому трёхпиновая система лишь следила, чтобы обороты просто присутствовали и этот мониторинг работал только для процессорного разъёма CPU_FAN, ведь в него уж точно что-то должно быть подключено. В остальные разъёмы на материнской плате дополнительные вентиляторы подключались по желанию, поэтому они не мониторились — ну какой смысл вопить, что SYS_FAN2 не крутится, если в этот разъём вообще ничего не подключено?

Четыре контакта (4-pin) — это современный компьютерный стандарт. Четвертый контакт используется для передачи температуры и управляющих сигналов. Теперь материнка знает, с какой скоростью крутится вентилятор и может регулировать его обороты в более широких пределах. При первоначальном включении на такие вентиляторы подаётся максимальное напряжение, чтобы наверняка их стартануть, а уже потом напряжение снижается, чтобы не созжавать лишнего шума. И вообще — смотрите видео! 🙂

Смотрите также

Разъем питания RTX 3080 и его перегрев

Что такое KVM свич, зачем он нужен и как работает

Как быть эффективным управленцем и распустить отдел за месяц

Что делать, если новый холодильник греется и долго гудит

Источник