Меню

Шаблоны розеток для гитары

Гитаростроение

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Jhav
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 23 февраля 2012 г.

Гриф – важнейшая часть цельнокорпусной гитары, он более значим для звука, чем в случае акустической гитары.

П очему? Любой музыкальный инструмент состоит условно из двух компонентов – звукообразующего и резонирующего. Эти компоненты объединены в колебательную систему, конструкция которой определяет звучание инструмента. Звукообразующий компонент для струнных инструментов – струна. Резонатор – компонент (система компонентов), естественным образом «усиливающий» колебания звукообразующего компонента. Роль резонатора акустических гитар играет система дек, а гриф служит, в основном, для интонирования (хотя совсем исключать его влияние из колебательного контура, конечно, нельзя).

У цельнокорпусных электрогитар отсутствует система дек, по сути это просто доска (вернее, две доски). То есть роль резонатора играет весь инструмент, и роль грифа в звучании возрастает. Гриф весит меньше корпуса, соответственно струне проще его «раскачать». Из своего опыта могу сказать, что гриф задает характер звучания инструмента, корпус же играет роль акустического «фильтра». То есть, гитары с корпусами из белого ясеня и махагона с кленовыми грифами будут звучать очень похоже по динамике и обертонам, однако махагоновый корпус «отфильтрует» верхние частоты, так как махагон наиболее отзывчив в средних частотах, и такой инструмент будет звучать мягче ясеневого. Болотный ясень звучит как махагон, но с меньшим количеством обертонов и с чуть большим количеством верхних частот.

При изготовлении грифа надо учитывать, что толщина его сильно влияет на резонансную частоту. Чем тоньше гриф, тем ниже резонансная частота. Излишне тонкий гриф может сделать инструмент «бубнящим». К тому же тонкие (19 мм у первого лада) грифы могут быть нестабильны в плане строя. Если вы хотите себе тонкий гриф, то его необходимо усиливать вставками из углепластика. Я предпочитаю делать относительно толстые грифы (21-21.5 мм у первого лада — стандарт для «стратов»), а эргономику настраивать профилем. На серийном производстве профиль грифа выводят специальной фрезой, в условиях мастерской же профиль делается вручную, что предоставляет больше свободы в точной «настройке» грифа под руку заказчика. Человеческое восприятие устроено так, что удобный инструмент субъективно звучит лучше неудобного.

Итак, начнем. Нам потребуется кленовая заготовка для грифа длиной около 700 мм, шириной 90-100 мм и толщиной 20-25мм. Главное требование – прямослойность волокон по всей длине. Допускаются незначительные свили. Еще лучше, если распил доски будет «чистым», то есть волокна будут перпендикулярны или параллельны плоскости грифа. Заготовка для накладки грифа из палисандра 500х60х7-8мм. Первое, что необходимо сделать – прострогать заготовку грифа таким образом, чтобы она стала идеально плоской. После этого крепим саморезами шаблоны накладки и головы грифа на заготовке. Технологические отверстия для крепления попадают в канал для анкера и будущие отверстия под колки. Длина саморезов на шейке грифа должна быть равна глубине канала под анкер – не более 9 мм! Помните, что слишком длинные саморезы могут привести к сквозному «ранению» грифа! Поступаем в точности как с корпусом – обводим по контуру, снимаем шаблоны и выпиливаем с запасом.

Вновь крепим шаблоны и фрезеруем гриф фрезой с подшипником на хвостовике.

Теперь нужно сделать канал под анкер. Существует несколько конструкций анкеров, но самые распространенные – классический компрессионный и двойной. Классический представляет собой выгнутый прут диаметром 5 мм с резьбой на конце. На этом сайте есть статья по изготовлению гитар, там присутствует такая иллюстрация, изображающая классический анкер.

Это из разряда «не повторяйте!».

Если решите ставить в свой гриф классический анкер, сделайте упор (лонжерон) длиной с анкер. Если упор сделать как на рисунке, то это приведет к тому, что гриф будет гнуться «волнами» — в районе 6-8 лада будет горб, слева и справа от него – ямы. Если упор будет повторять изгиб анкера и иметь такую же длину, тогда гриф будет гнуться «правильнее» и равномернее.

Вообще, я предлагаю отказаться от данного типа анкеров по нескольким причинам. Во-первых, надо делать паз переменной длины. Во-вторых, надо изготовить точный лонжерон. В-третьих, упор гайки постепенно продавливает дерево. В-четвертых, регулируется он не очень плавно, а резьба испытывает сильные напряжения и часто ее срывает. Из-за малой жесткости (относительно двойного анкера), и из-за того, что анкер гнется «об гриф», последний не так стабилен и анкер приходится настраивать чаще.

Лучше ставить современный двойной анкер. Он жестче классического, гнется сам об себя, под него фрезеруется обычный прямой паз. Плюс ко всему, существуют анкера двойного действия, позволяющие гнуть гриф в обе стороны, что бывает необходимо, если гриф сам по себе жесткий, а гитарист любит тонкие струны и большой прогиб. Именно такой анкер я использовал в этом проекте.

Для фрезеровки канала я использую простое приспособление из ДСП и двух алюминиевых направляющих. Платформа фрезера зажимается между двумя направляющими, а гриф крепится по центру приспособления. Для фрезеровки канала нужно использовать прямую пазовую фрезу диаметром 6 мм. Глубина фрезеровки – 9 мм примерно. Фрезеровать необходимо за 2-3 прохода. Располагать анкер в грифе необходимо таким образом, чтобы он располагался точно под нулевым ладом.

После этого необходимо профрезеровать паз под гайку. Глубина фрезеровки в этом месте – 12 мм, диаметр гайки – около 9 мм.

После этого примеряем анкер. Важно, чтобы он не выступал над грифом и не был ниже плоскости. В первом случае необходимо углубить паз, во втором – немного сострогать поверхность грифа. Центр анкера обычно немного «проседает» внутрь. Однако края должны быть точно на уровне поверхности или ниже не более чем на 0.1 мм. Чем точнее лежит анкер в пазу, тем равномернее он будет давить на накладку, тем равномернее будет гнуться гриф.

Идем дальше. Нужно снять лишнюю толщину с головы грифа. Толщина головы грифа 12-14 мм. Снимаем массив фрезером и сверлим отверстие диаметром 8 мм, под углом, целясь в канал анкера.

Следующий этап – приклеивание накладки. Заготовка накладки должны быть шире грифа. Накладку нужно выровнять таким образом, чтобы она прижималась к поверхности грифа пальцами без больших усилий. Щелей между накладкой и грифом быть не должно. Если щель есть, необходимо установить причину – проверить ровность грифа и накладки, прикладывая линейку перпендикулярно. Иногда бывает так, что анкер укладывается слишком туго в канал и немного «распирает» гриф. В этом случае канал надо расширить плоским напильником. Перед склейкой необходимо стянуть накладку и гриф струбцинами и удостовериться в отсутствии щелей. Если все хорошо, то наносим клей и стягиваем струбцинами. Сначала по краям, чтобы накладка не «ползла», затем последовательно от головы грифа к пятке (или наоборот). После прикручивания третьей струбцины, струбцина на пятке ослабляется и затягивается последней. Это необходимо, чтобы исключить «горбы» накладки при склейке.

В данном случае у меня все прилегало идеально и мне хватило четырех струбцин и куска фанеры. Иногда их требуется гораздо больше. Но не пытайтесь струбцинами убрать щели, лучше максимально точно подогнать детали. Большого давления не требуется, чтобы не выдавить весь клей. Много клея наносить не нужно. Я наношу клей резиновым шпателем – получается равномерный слой. Если из склейки клей выступил мелкими шариками равномерно по всем длине – все сделано правильно.

В таком состоянии я оставляю гриф на ночь. Утром можно снять струбцины и отфрезеровать накладку, упирая подшипник фрезы в гриф.

После этого необходимо плоским бруском со шкуркой выровнять края грифа в районе пятки. С помощью уголка необходимо следить за ровностью и перпендикулярностью сторон.

Следующий этап – разметка грифа. Я для этого использую шаблон из двухмиллиметровой стали, вырезанный лазером. Прикручиваю шаблон струбцинами к грифу и большим канцелярским ножом прочерчиваю линии через прорези. Это необходимо сделать несколько раз. Важно не прикладывать больших усилий при первом «штрихе», иначе острый нож может увести «по волокну». Потом я смещаю шаблон на 0.5 мм и повторяю операцию. Получаются канавки толщиной 0.5 мм, куда идеально встает пилка для ладов.

Подобную пилку можно купить в строительном магазине, главное, чтобы толщина полотна была 0.5 мм. Нужно только на наковальне деревянным молотком убрать развод пилы. Перпендикулярность пропилов я контролирую уголком.

Есть более простой, но дорогой способ – специальные стусла. Вот, например, такое решение от Stewmac:

В этом случае пропилы делаются до приклейки накладки к грифу, что немного меняет процесс.

Итак, пропилы сделаны, теперь необходимо поставить инкрустацию. Я использую пластиковую инкрустацию диаметром 6 мм. Нужно просто просверлить неглубокие отверстия в накладке и вклеить «точки». Боковые маркеры диаметром 2 мм устанавливаются так же – сверлим отверстие, наливаем туда суперклей и вставляем прут маркера. Ничего сложного.

Следующий серьезный этап – профиль грифа. Первое, что нужно сделать – снять лишнее количество дерева с задней части, начиная от 1-го лада и заканчивая в районе 14/15-го лада. Толщина должна быть около 22-25 мм соответственно. Запас нам нужен, потом мы его уберем при выведении профиля.

Рашпилем и напильником делаем примерный профиль у головы и пятки грифа. Не пытайтесь сразу сделать гриф круглым – очень сложно контролировать ровность и симметрию. Делайте профиль по методы «призмы».

Оставшийся участок сострагиваем рубанком, также следя за симметрией и ровностью образующих. В самом конце обработки сошлифовываем уже брусом со шкуркой.

Переходы в голову грифа и пятку я делаю ножом от рубанка, затем окончательно вывожу шкуркой.

Последнее, что мы сделаем сегодня, – профиль (радиус) накладки. Проще всего его сделать радиусным бруском – одна из его поверхностей имеет радиус накладки.

На двусторонний скотч наклеивается грубая шкурка, и движениями вдоль накладки выводится радиус. Для контроля необходимо начертить карандашом центральную линию. Необходимо также помнить, что с пятки грифа древесина снимает медленнее, так как площадь пятки больше. Закончив с радиусом, необходимо проверить ровность накладки. Я делаю это при помощи нитки. Проверив – отшлифуйте накладку до исчезновения царапин более мелкой шкуркой, потом еще более мелко. Остановиться можно на 500-м номере абразива (для палисандра).

Вот и все на сегодня. В заключение примерим гриф и корпус друг к другу, чтобы порадоваться за себя (да, я знаю что сделал это раньше).

В следующей статье – самая сложная и кропотливая часть работы – установка ладов, сверление последних отверстий и «косметика».

  • Делаем «страт». Часть 1. Корпус
  • Делаем «страт». Часть 3. Лады
  • Делаем «страт». Часть 4. Окончательная сборка
Читайте также:  Jung ecoprofi мех розетка компьютерная

При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!

23.02.12 Автор: Имя админа
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter

14.02.2014, Jhav
Что значил долго? Автоакрил 12 часов до шлифовки. Полную прочность он, правда, около месяца набирает, но куда торопиться.

Источник

Гитарные розетки. Простые решения.

А. Дануэл. Авторский дизайн применяемый им на двойном топе. Вот как он это делает:

Любопытный вариант розетки от мастера по имени Jeremy, правда далеко не просто это сделать.
У него всё сделано безупречно.

Простую круглую розетку можно врезать без особых проблем и «крутых» инструментов.
А нечто подобное, как у Jeremy — это уже более сложная интарсия. 😉
Считаю, что если что то подобное мастер врезает в деку, то он не имеет права на ошибку. А это уже практика и квалификация. Чем сложнее орнамент и составляющие (перламутр и т.д.) тем более высоким «пилотажем» он, мастер, должен обладать.
Пример: выше этого поста представлены три фото розетки барочной гитары,
в теме Старинные инструменты — копия Виуэлы 1581 г., — это «высший пилотаж».
Правда и сделано это известным элитным мастером. (Александр Батов, русский мастер, ныне живет в Англии)

Пару слов об «очень простом, но очень точном, при условии старательности, способе вырезания» (со слов кого то? 🙂 )
Тут начинаются нюансы. Ту штуку которую надо врезать, и сопутствующие полоски, и т.д. надо ещё подготовить, всё расчитать, радиус, углы и пр.
Чтобы орнамент/рисунок лег правильно, со всеми своими пропорциями. мм в право, мм в лево не допустимо, уже будет заметно.
Работы по деке, вырезание пазов, стыковка, подгонка, (бывает, что нужно сточить десятые) требуют уверенности и «твёрдую руку»,
и «точный глаз» само собой. А это уже труд, плюс терпение.
Если бы было всё так просто, как на словах. 😉

Читайте также:  Вебкамеры для компьютера розетка

Источник



ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ

Д обро пожаловать на персональный сайт Дмитрия Жевлакова — профессионального потомственного мастера по изготовлению украшений для гитар и других музыкальных инструментов в стиле блочной мозаики из натурального шпона ценных пород дерева. В частности, мозаичных розеток для резонаторного отверстия классической гитары, декоративных окантовок по контуру корпуса гитары, элементов для художественного оформления головки гитары и т.д.

Мозаика и все украшения, выполненные в данной технике, состоят из мельчайших частиц древесины. Один квадратный сантиметр такого изделия может содержать от 400 до 1.000 и более элементов различных оттенков и структуры, собранных в единое целое стилизованное панно.

Широкий спектр эксклюзивных авторских орнаментов разных стилей и направлений способен удовлетворить вкусы даже самых искушённых гитарных мастеров и музыкальных исполнителей.

В работе Дмитрий использует шпон, изготовленный исключительно из натуральных пород дерева, произрастающих в различных уголках нашей планеты. Среди них такие разновидности как Анегри, Сикаморе, Американский орех, Американская груша, Махагон, Бубинга, Индийский палисандр и т.д. А также натуральный европейский клён, прокрашенный в различные цвета методом сквозного крашения.

Весь материал тщательно и бережно сортируется, поэтому в работу идёт только его лучшая часть, что, в свою очередь, повышает уровень сборки и финальное качество мозаики

При изготовлении мозаики используются такие естественные свойства древесины как различное отражение света — в зависимости от направления волокон и типа распила. Пользуясь этими свойствами материала, Дмитрий располагает каждую отдельную частицу мозаики определённым образом, вследствии чего под различном углом зрения изделие как бы оживает и приобретает характерный объёмный, 3D-вид.

Данный эффект усиливается при нанесении на изделие лакового покрытия. Это вызывает восторг как у людей, не знакомых с данным методом и направлением прикладного искусства, так и у профессионалов.

Мозаичные розетки и украшения для гитар, изготовленные Дмитрием Жевлаковым, можно увидеть на инструментах различных гитарных мастеров-изготовителей, на чьих гитарах играют лучшие гитаристы мира.

О творчестве и работах Дмитрия Жевлакова, его принципиально-новых разработках были написаны статьи и положительные рекомендации в таких известных и современных музыкальных изданиях как:

  1. «AMERICAN LUTHERIE» The Quarterly Journal Of The Guild Of American Luthiers Number 89/SPRING 2007
  2. Американский журнал-каталог «Luthier Mercantile International«;
  3. Журнал «ГИТАРИСТ» 2004 №1 на главной обложке фото Сергея Руднева с гитарой и мозаикой Дмитрия Жевлакова;
  4. Журнал «ГИТАРИСТЪ» (№1 за 1999, страница 3). На предпоследней странице этого журнала (стр. 81 — обложка) представлены фотографии гитарного мастера Игнатенко Николая Сергеевича и его гитары, на которой Вы можете увидеть розетку Дмитрия Жевлакова;
  5. На веб-сайте испанской компании «MADINTER» в разделе розеток для гитар.

Работы Дмитрия Жевлакова известны как в России, так и далеко за её пределами, а именно: в Европе, Америке, Австралии, Испании, Канаде, Сингапуре, Бразилии, Аргентине, Перу, Мексике, Греции, Италии, Франции, Великобритании, Японии, Швеции, Малаизии, Таиланде, Новой Зеландии, Германии, Польше, Чехии, Парагвае, Аргентине и многих других странах мира.

Читайте также:  Оборудование для розетки от перепада напряжения

Розетки Дмитрия используются на гитарах таких зарубежных мастеров как Frederico Sheppard, Conde Hermanos, Jim Redgate, David Shramm, Pavel Gavryushov, Roberto Rozado, Koumridis Charalampos, Marcos Evangelista, Valentim Carlos Gomes, John Price, Mateo Crespi и другие.

Российские мастера также используют эксклюзив от Дмитрия Жевлакова при изготовления своих гитар. Это: Роман Благодатских, Николай Андреев, Александр Кошелев, Игорь Буданцев, Тарас Титович , Феликс Акопов, Дмитрий Павлович , Андрей Бабичев, Николай Игнатенко, Ладимир Кузнецов, Дмитрий Писарев, Сергей Песков, Михаил Ляшенко , Александр Воронов и многие другие.

На инструментах с использованием эксклюзивной мозаики, розеток и т.д. от Дмитрия Жевлакова играют такие известные гитаристы как: Jorge Morel (Аргентина), George Caballeros (Бразилия), George Benson (США, Нью-Йорк), Ricardo Cobo (США) и другие.

Дмитрий является членом «Гильдии Американских Мастеров» струнных инструментов с 2003 года.

Высокий уровень мастерства был по достоинству оценен на Международной выставке «MUSIKMESSE» во Франкфурте (Германия) в 2009 году, а также на ежегодном съезде мастеров струнных инструментов мира «GAL CONVENTION«, организованном Гильдией Американских МастеровGuild Of American Luthiers«) в городе Такома штат Вашингтон, США.

МАСТЕР

Ж евлаков Дмитрий родился в семье гитарных мастеров Александра Жевлакова (отец Дмитрия) и Василия Жевлакова (дед Дмитрия).

С детства Дмитрий помогал отцу в конструировании классических гитар, перенимая все необходимые навыки и мастерство.

Среди многих уникальных изобретений отца и деда Дмитрия есть технология так называемых «круглых ладов», используемая на классической гитаре.

Этот метод позволял использовать твёрдые породы металла, что увеличивало долговечность таких ладов (впоследствии данный метод стал встречаться у некоторых зарубежных мастеров). Дмитрий также использовал круглые лады на своих инструментах.

С 1992 по 2007 г.г. Дмитрий занимается конструированием своих собственных классических гитар. На его инструментах начинает играть тульский гитарист-виртуоз и композитор с мировым именем Сергей Руднев. Персонально для него было изготовлено несколько экспериментальных инструментов с уникальными характеристиками. Фото одного из этих инструментов в руках Маэстро можно увидеть на главной обложке журнала «ГИТАРИСТ» (№1, 2004 г.) Всего Дмитрий Жевлаков изготовил более 40 классических гитар.

В 2006 году, впервые в России, Дмитрием были сделаны несколько инструментов по малоизвестной тогда технологии «Double top» с использованием так называемого материала «honeycomb core«. Один из этих инструментов находится в Шотландии и имеет положительные отзывы исполнителей.

В 1980 г. отцом и дедом Дмитрия впервые были изготовлены мозаичные розетки для гитар. Дмитрий же занимался созданием авторских орнаментов и дизайнов для гитарных розеток и украшений. В течении 40 лет Дмитрий развивает и поддерживает технологию деревянной мозаики, постоянно повышая качество и мастерство.

С фотографиями различных моделей розеток для гитар, изготовленных Д. Жевлаковым, а также их техническими характеристиками вы можете ознакомиться в разделе Розетки

Источник

Кружок «Сделай сам»

А не имеющие такой штуковины при игре с мониторами обречены слушать нарастающий грозный лязг заводки по низким частотам. Эту заводку, как и любой фидбэк, можно использовать в художественных целях, а можно купить заглушку и наслаждаться громким чистым звуком акустической гитары. Но у нас эти заглушки нигде не купишь, да и розетка может оказаться нестандартного размера. Поэтому я вот что сделал: за полчаса с помощью ножниц, крупного степлера, офисного клея и старых пористых ковриков для мыши изготовил две чудесные заглушки: для гитары и для мандолины. Делаются они элементарно: вырезаете из маус-пада кружок точно по размеру розетки, потом вырезаете второй побольше, прихватываете их по краю степлером (можно и склеить, но орнамент из скрепок придаёт изделию определённый шик), ставите в розетку, и вуаля! Тот кружок, который меньше, затыкает розетку, а тот, который больше – не даёт ему провалиться внутрь корпуса. Меньший кружок должен быть точно по размеру розетки или чуть шире, чтобы заглушка не слетала. Материал – старые коврики для мыши, толстые, пористые. Новые уже не такие. С такой заглушкой звук в акустике становится тише, но зато на сцене гитара уже не заведётся и её можно разгонять почти как хочешь. Ай да Пушкин, ай да сукин сын!

Это мне посоветовал Коля Емельянов , наш новый концертный звукорежиссёр, кстати, прошу любить и жаловать.

Рождественский онлайн The Dartz

2020й близится к концу. Весь год все сидели по домам и смотрели онлайн-концерты. И только мы были одними из немногих, кто НЕ играл онлайн-концерты.…

Секретные концерты

До концертов чуть больше недели, и мы начинаем готовиться: рассеиваем панику, отрабатываем страхи и возражения, едим витамины, пытаемся делать вид,…

Раскаленная вольфрамовая нить

Наш новый релиз называется буднично и бесхитростно — «Раскаленная вольфрамовая нить». Это вторая песня в нашей новой саге. Вышла…

Источник

Adblock
detector