Меню

Разработки уроков по технологии электрический ток

Электрический ток и его использование

Урок 29. Технология 8 класс ФГОС

Доступ к видеоуроку ограничен

Конспект урока «Электрический ток и его использование»

Сейчас можно с уверенностью сказать, что самым главным достижением человечества является открытие электрического тока и его использование.

Электрическая энергия имеет огромное значение, как в жизни каждого отдельно взятого человека, так и в развитии современного общества в целом.

На сегодняшний день сложно представить нашу жизнь без электричества. Ведь именно оно освещает наше жильё и улицы, приводит в движение трамваи, троллейбусы и поезда.

Да, и все бытовые приборы, которыми мы пользуемся дома, работают при помощи электрической энергии.

Работа современных средств связи, без которых мы не представляем свою жизнь — телефона, радио, телевидения, интернета — также основана на использовании электрической энергии.

Электроэнергия поселилась во всех сферах деятельности человека. Без электричества не могут обойтись ни промышленность, ни сельское хозяйство, ни даже наука.

Без него невозможно было бы развитие кибернетики, вычислительной и космической техники.

Но, важно понимать, что электрическая энергия, которую мы используем, не существует в природе в готовом для потребления виде. Её нельзя добыть, как полезное ископаемое – нефть или уголь.

Так откуда же она берётся?

Чтобы любая энергия стала полезной человеку, он должен был научиться с ней обращаться, это значит, должен был научиться преобразовывать одни виды энергии в другие.

Человечество справилось с этой нелёгкой задачей. Люди стали получать электрическую энергию, которая так необходима для производственных и бытовых нужд, из других видов энергии: механической, тепловой, световой, химической.

Преобразования энергии различных видов в электрическую энергию происходят на электростанциях. Устройство, которое преобразует какую-либо энергию в электрическую, называют источником.

Основную часть электрической энергии люди получают преобразованием механической энергии при помощи специальных электромеханических машин.

Эти машины называются – электрогенераторы. В электрогенераторе механическая энергия турбины преобразуется в электрическую энергию. Турбина – это такое вращающееся колесо специальной конструкции. Так, например, на гидроэлектростанциях турбина вращается за счёт энергии падающей воды.

На тепловых электростанциях турбина вращается с помощью энергии движения пара.

А на ветряных электростанциях – за счёт энергии ветра.

На космических станциях источником электрической энергии являются фотоэлементы. Именно они преобразуют солнечную энергию в электрическую.

Помимо стационарных источников существуют переносные источники электрической энергии. Это гальванические элементы, различные аккумуляторы, а также батареи из них.

В переносных источниках электрическая энергия получается за счёт химического процесса взаимодействия разнородных металлов с особым веществом – электролитом. Существуют ещё и малогабаритные механические генераторы, которые работают за счёт мускульной силы рук или ног человека. Примером малогабаритного механического генератора может послужить генератор для велосипедной фары.

Давайте попробуем разобраться, как же происходит процесс передачи электрической энергии.

Вообще, первые сведения об электричестве появились много столетий назад и относились они тогда к электрическим зарядам, которые получались посредством трения. Ещё в Древней Греции было установлено, что если янтарь натереть шерстяной тканью, то он приобретёт способность притягивать лёгкие предметы.

Кстати, по-гречески слово «янтарь» звучит как «электрон». От этого слова и произошёл термин «электричество». Затем люди выяснили, что точно такими же свойствами обладают и многие другие вещества. Тогда такие вещества были названы наэлектризованными. Сейчас же мы говорим, что на телах в таком состоянии имеются электрические заряды, а сами же тела называем заряженными.

Итак, электрическая энергия передаётся при помощи потока мельчайших заряженных частиц.

Эти заряженные частицы всегда возникают при тесном контакте различных веществ. В некоторых телах электрические заряды могут свободно перемещаться между различными частями, в других же это невозможно. В первом случае вещества называют проводниками, во втором – диэлектриками или изоляторами.

Проводниками являются все металлы, растворы солей, кислот, включая обычную питьевую воду.

Примерами изоляторов могут служить стекло, резина, различные пластмассы.

Следует знать, что деление веществ на проводники и диэлектрики весьма условно. Так как все вещества в большей или меньшей степени проводят электричество.

В природе различают два вида электрических зарядов. Условно их называют положительными и отрицательными.

Вокруг каждого из этих зарядов существует электрическое поле, за счёт которого одноимённые заряды отталкиваются друг от друга, а разноимённые притягиваются друг к другу. В случае взаимодействия различных веществ разноимённые заряды будут стремиться перейти из одного вещества в другое. Перемещение этих заряженных частиц и будет представлять собой электрический ток.

Вообще, электрическим током называется упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц под действием электрического поля.

Исторически за направление электрического тока было принято движение положительных зарядов, которые перемещаются от положительного полюса источника к отрицательному по проводнику, подключённому к полюсам.

Количество зарядов, прошедших за единицу времени через поперечное сечение проводника, называется силой тока.

Выражается эта зависимость следующей формулой: , где – сила тока, – количество зарядов, – время.

Единицу силы тока называют ампером, в честь французского учёного Андре Ампера.

Электропитание всех электрических устройств осуществляется постоянным и переменным током. Электрический ток, направление и значение которого не меняются со временем, называют постоянным. А электрический ток, направление и значение которого способны периодически изменяться, называют переменным.

Электропитание большинства электротехнических устройств осуществляется переменным током.

А теперь давайте рассмотрим особенности протекания электрического тока в различных средах и его применение.

Итак, при рассмотрении вопроса протекания электрического тока надо учитывать наличие различных носителей тока – элементарных зарядов – характерных для данного физического состояния вещества. Само по себе вещество может быть твёрдым, жидким или газообразным.

В металлических проводниках ток образуется за счёт движения электронов, имеющих отрицательный заряд. Вообще, все металлы являются проводниками тока. Применение тока в металлах используется для передачи электроэнергии на расстояние.

Из жидкостей электрический ток проводят только электролиты – растворы солей, кислот и щелочей. Прохождение постоянного электрического тока через жидкие среды сопровождается химическими реакциями. Это свойство широко применяют в аккумуляторах, в электрометаллургии для получения алюминия и бокситов, а также при электрохимической обработке материалов и очистке металлов от примесей.

Электрический ток в газовой среде вызывает свечение газа. На основе этого явления работают лампы дневного света, лазеры, прожекторы.

Устройства, которые преобразуют электрическую энергию в другие виды энергии – свет, тепло, механическую и химическую энергию, – называют приёмниками или потребителями электрической энергии, а в электротехнике – нагрузкой.

Для того чтобы электрическое устройство (или нагрузка) работало, его нужно соединить с полюсами источника тока. На практике источник с нагрузкой часто соединяют с помощью дополнительных проводников, в быту и электротехнике их называют проводами.

То, о чём мы сейчас с вами говорили: источник электрической энергии, нагрузка и соединительные провода – всё вместе это называется электрической цепью.

Итоги урока

На этом уроке мы говорили об электрическом токе и его использовании. Рассмотрели различные источники электроэнергии. Разобрались, как происходит процесс передачи электрической энергии. А также рассмотрели особенности протекания электрического тока в различных средах и его применение.

Источник

План урока по технологии «Изучение электрической цепи», 5 класс

План урока по технологии

Тема урока: «Изучение электрической цепи».

Цели урока:
обучающая– ознакомление с электрическим током (источниками, потребителями, проводниками);

развивающая— развивать умение планировать свою работу, умения и навыки работы с отдельными элементами электрической цепи, использовать полученные знания на практике, рационально использовать время;

Читайте также:  Ток көзінің қандай түрлерін білесіңдер жауабын жазып жүктейсіңдер

воспитательная– воспитание сознательной дисциплины, аккуратности, усидчивости и внимательности при выполнении практической работы.

Планируемые результаты:

Личностные:

— проявление познавательных интересов и активности;

— развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Метапредметные:

— овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного труда;

-умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении данной темы.

-распознавание инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении раздела «Изучение электрической цепи»;

— оценивание своей способности и готовности к труду.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная; работа в группах.

Вид урока: рассказ с элементами беседы, практическая работа.

Результаты: Умение работать по предложенным инструкциям, творчески подходить к решению задач, формировать навыки подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдение культуры труда.
Материально-техническое оснащение: канцелярские принадлежности, тетрадь, учебник, компьютер, мультимедийный проектор, набор элементов для сборки электрической цепи, инструкционная карта, раздаточный материал.

I.Организационный момент:
— Проверка присутствия учащихся.
— Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).

— Проверка внешнего вида (спецодежды).

II. Мотивация учебной деятельности:

(Слайд 1).Давайте мы с вами совершим путешествие во времени и вернёмся на миллионы лет назад. Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки и так получали лучину.

(Слайд 2).Потом люди придумали свечу. Первые свечи делали из камыша. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами. На смену свечке пришла керосиновая лампа. Керосиновая — так как горела при помощи керосина. После керосиновой лампы пришла знакомая нам с вами электрическая лампочка.

Каждый день мы много действий совершаем.

И кажется, всё обо всём мы с вами знаем,

Щёлкаем выключатель, и дом освещается.

Ребята! И как же это всё-таки получается?

И так, как вы думаете, какая же тема нашего урока? (ответы учащихся). И так, тема нашего урока «Изучение электрической цепи». (Слайд 3).

Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке?

III. Изучение нового материала:

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «электричество». Что же такое электричество?

(Слайд 4). Без электричества представить нашу современную жизнь практически невозможно. Как можно обойтись без освещения и тепла, без электродвигателя и телефона, без компьютера и телевизора? Электричество настолько глубоко проникло в нашу жизнь, что мы порой и не задумываемся, что это за волшебник помогает нам в работе.

(Слайд 5). Этот волшебник – электричество. Суть электричества сводится к тому, что поток заряженных частиц движется по проводнику (проводник – это предмет, способный проводить электрический ток) в замкнутой цепи от источника тока к потребителю. Двигаясь, поток частиц выполняют определённую работу. Это явление называется «электрический ток». Электрическим током называется упорядоченное направленное движение заряженных частиц.

Электричество – это наш друг. Оно помогает нам во всём. Утром мы включаем свет, электрический чайник. Ставим подогревать пищу в микроволновую печь. Пользуемся лифтом. Едем в трамвае, разговариваем по сотовому телефону. Трудимся на промышленных предприятиях, в банках и больницах, на полях и в мастерских, учимся в школе, где тепло и светло. И везде «работает» электричество.

Знайте и помните. (Слайд 6). Прежде чем попасть в квартиру, электрический ток проходит от источника тока по проводам через выключатель и далее ко всем потребителям электроэнергии.

Источником тока называется устройство, создающее электрический ток. Источником тока в квартире можно назвать розетку, в которую ток поступает от электростанции.

Проводниками электрического тока являются провода в изолированной оболочке состоящие из металла (медь, алюминий, сталь). Они соединяют между собой все элементы электрической цепи, и называются токоведущая жила.

Выключатель — аппарат управления. В каждой электрической цепи присутствует ключ. Он замыкает и размыкает электрическую цепь. В домашних условиях ключи — это бытовые переключатели, которыми мы включаем и выключаем освещение, а также переключатели на самих бытовых устройствах.

Потребителями электрического тока являются все электрические приборы, такие как чайник, лампочки, телевизор и т. д.

Когда цепь замкнута, по ней идет ток. Если один проводник убрать или разорвать его в любом месте, ток по цепи не пойдет. Потребитель электроэнергии в этом случае работать не будет. Замыкать и размыкать цепь, не снимая и не разрывая проводников, можно с помощью выключателя.

Источник тока и потребитель электроэнергии, соединенные между собой проводниками, образуют электрическую цепь.

Самая простая электрическая цепь состоит из 4-х элементов: (Слайд 7).

Как же показать путь тока на бумаге от источника до потребителя?

А для этого придумали любой путь тока изображать условно в схемах, чтобы читать электрические схемы нужно знать условные обозначения.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Как и многое в нашей жизни, электричество, имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Самое страшное, что опасность невозможно заметить, потому что. можем мы увидеть электричество? Попробовать его на вкус? Почувствовать его запах? (Нет). То, что мы видим свет, слышим гудение прибора и изображение в телевизоре – это всего лишь результат работы, которую проводит электричество. Электричество – вещь серьезная, и шутить с ним нельзя.

IV.Памятка по электробезопасности: (Слайд 8).

10 «НЕ» в быту и на улице:

1. НЕ тяни вилку из розетки за провод.

2. НЕ беритесь за провода электрических приборов мокрыми руками.

3. НЕ пользуйся неисправными электроприборами.

4. НЕ прикасайся к провисшим, оборванным и лежащим на земле

5. НЕ лезь и даже не подходи к трансформаторной будке.

6. НЕ бросай ничего на провода и в электроустановки.

7. НЕ подходи к дереву, если заметил на нем оборванный провод.

8. НЕ влезай на опоры.

9. НЕ играй под воздушными линиями электропередач.

10.НЕ лазь на крыши домов и строений, рядом с которыми проходят

V.Физкультминутка: (Слайд 9).

А теперь, физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай голова. (Повороты головы и ее вращение.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Ученики садятся на свои места.)

VI.Практическая работа и текущий инструктаж:

Сегодня мы многое узнали об электрическом токе, а теперь соберём электрическую цепь согласно электрической схемы.

Читайте также:  Телеграм канал тока бока

Вводный инструктаж.

1. Перед тем как собирать электрическую цепь, внимательно изучи электрическую схему.

2. Собирая электрическую цепь, прослеживай путь прохождения электрического тока по проводникам к потребителю.

3. Внимательно и надежно подсоединяй клеммы проводников к клеммам других элементов.

4. Если вы собрали электрическую цепь, замкнули выключателем, а лампочка не горит:

* Необходимо проверить правильность сборки электрической цепи по схеме.

* Проверить качество соединения проводников и их соединительных клемм.

* Проверить качество лампочки.

Текущий инструктаж.

Практическая работа «Монтаж электрических цепей» (работа в группах).

Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, лампочки, выключателя, соединительных проводов (простая электрическая цепь).

Порядок выполнения работы

1. Изучите схему простой электрической цепи. (рис1.)

2. Соедините в соответствии со схемой элементы электрической цепи: выключатель (должен быть разомкнут), провода, батарейку и лампочку.

3. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

4. Проверьте работу цепи.

5. Разомкните цепь.

6. Разберите цепь.

рис.1

Самостоятельное выполнение учащимися задания.

Текущие наблюдения, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

VII.Закрепление полученных знаний:

Ребята, обратите внимание, что в кабинете вокруг вас находятся очень много объектов относящихся к теме нашего урока. Какие из них вы отнесёте к потребителям, а какие к источникам электроэнергии.

Выполнение тестовых заданий (взаимоконтроль учащихся). Приложение 4. (Слайд 10).

Побуждает учащихся к осмыслению нового материала.

VIII.Итог урока:

Давайте вспомним основные правила электробезопасности в быту (дома). (Мультфильм. Слайд 11).

(Слайд 12). А теперь мне хотелось бы прочитать стихотворением, в котором пропущены некоторые слова. Догадайтесь, о чём идёт речь. Будьте внимательны.

В любую электроцепь войдут всегда

Источник, потребитель… (провода)

При сборке надо знать для ясности

Правила техники… (безопасности)

С учётом полярности сводим концы.

Учитель нам скажет, что мы — …(молодцы!) (Слайд 13).

Молодцы! Я очень доволен вашей работой на уроке (выставление оценок).

VIII.Рефлексия. (Приём «На ладошке»). (Слайд 14).

А сейчас я попрошу вас на листочке обвести свою руку и ответить на следующие вопросы, отвечать вы будете, ставя на каждом пальчике, плюс (да) или минус(нет).

Мне было интересно работать в группе.

Своей работой на уроке я доволен.

Я на уроке работал активно.

4. Сегодня я научился чему-то новому.

5. Я жду следующего занятия, так как мне было интересно.

Д/з творческого характера. (Слайд 15).

К следующему уроку, нарисуйте на альбомном листе «Памятку по правилам электробезопасности».

Приложение 1. Новые понятия и определения.

Приложение 2. Инструкционная карта к практической работе.

Приложение 3. Памятка по электробезопасности для детей

Приложение 4. Карточка тест.

Приложение 5. Презентация к уроку.

Новые понятия и определения.

Электрическим током называется упорядоченное направленное движение заряженных частиц.

Источником тока называется устройство, создающее электрический ток.

Источником тока в квартире можно назвать розетку, в которую ток поступает от электростанции.

Проводниками электрического тока являются провода в изолированной оболочке. Они соединяют между собой все элементы электрической цепи.
Выключатель. В каждой электрической цепи присутствует ключ. Он замыкает и размыкает электрическую цепь. В домашних условиях ключи — это бытовые переключатели, которыми мы включаем и выключаем освещение, а также переключатели на самих бытовых устройствах.

Потребителями электрического тока являются все электрические приборы, такие как чайник, лампочки, телевизор и т. д.

Инструкционная карта к практической работе

«Монтаж электрических цепей»

1. Перед тем как собирать электрическую цепь, внимательно изучи электрическую схему.

2. Собирая электрическую цепь, прослеживай путь прохождения электрического тока по проводникам к потребителю.

3. Внимательно и надежно подсоединяй клеммы проводников к клеммам других элементов.

4. Если вы собрали электрическую цепь, замкнули выключателем, а лампочка не горит:

* Необходимо проверить правильность сборки электрической цепи по схеме.

* Проверить качество соединения проводников и их соединительных клемм.

* Проверить качество лампочки.

Последовательность выполнения операций

Графическое изображение

Контроль выполнения

Изучить электрическую схему.

Расположить на панели элементы электрической цепи. Выключатель должен быть разомкнут.

Соединить элементы, как указано на схеме, проводниками.

Проверить правильность соединения элементов.

Визуальный. Проверка учителем.

Произвести замыкание цепи.

Должна загореться лампочка

Лампочка должна погаснуть.

Разобрать электрическую цепь

Доложить учителю о завершении практической работы.

Памятка по электробезопасности.

Электричество – друг или враг?

Электрическая энергия – наш верный помощник. Это свет в твоем доме.

Благодаря электричеству работают телевизор и компьютер, холодильник и стиральная машина.

Электропоезда доставляют пассажиров и грузы на большие расстояния.

Электричество приводит в движение приборы и станки на заводах.

Но знай, что электричество может быть опасным – если не соблюдать простые правила обращения с ним.

Когда опасно электричество?

10 «НЕ» в быту и на улице:

1. НЕ тяни вилку из розетки за провод.

2. НЕ беритесь за провода электрических приборов мокрыми руками.

3. НЕ пользуйся неисправными электроприборами.

4. НЕ прикасайся к провисшим, оборванным и лежащим на земле проводам.

5. НЕ лезь и даже не подходи к трансформаторной будке.

6. НЕ бросай ничего на провода и в электроустановки.

7. НЕ подходи к дереву, если заметил на нем оборванный провод.

8. НЕ влезай на опоры.

9. НЕ играй под воздушными линиями электропередач.

10.НЕ лазь на крыши домов и строений, рядом с которыми проходят электрические провода.

Карточка тест.

Обведите кружком правильные ответы:

1. Электрический ток это:

а. свободные электроны;

б. химическая реакция;

в. направленное движение заряженных частиц;

г. тепловая энергия.

2. К источникам тока относятся:

а. электрический счетчик;

б. зарядное устройство;

г. электрический чайник.

3. Потребителями электрического тока являются:

б. электрический звонок;

г. электрический чайник.

4. Выключатель, кнопка, переключатель – это:

б. электроустановочные изделия;

г. аппараты управления.

5. Что должно входить в электрическую цепь?

а. выключатель, лампочка, батарейка, проводники;

б. выключатель, переключатель, аккумулятор;

Источник

Разработка урока технология «Электрический ток и его использование»

Электрический ток и его использование

Цели : познакомиться с основными характеристиками электрического тока, рассмотреть процесс его получения и варианты практического использования.

Дата проведения: 07.02.2013 г.

Составитель: учитель технологии Набиев Ф.М.

Повторение пройденного материала.

Опрос (письменный или устный) по пройденному материалу:

Назовите известные вам виды энергии.

Какими преимуществами обладает электрическая энергия перед другими видами энергии?

Какие типы электростанций вам известны? Какие виды энергии в них преобразуются в электрическую?

Что такое, по вашему мнению, технический прогресс?

Какая область знания об электричестве называется электротехникой?

Сообщение темы и цели урока.

Изложение программного материала.

Иллюстративный рассказ учителя.

Электрическая энергия, которую использует человек, не существует в природе в готовом для потребления виде. Её нельзя откопать, как полезное ископаемое – нефть или уголь. Поэтому необходимую для производственных и бытовых нужд электрическую энергию человек научился получать из других видов энергии: механической, тепловой, световой, энергии химического процесса.

Устройство, преобразующее какую-либо энергию в электрическую, называется источником.

Основная часть используемой человеком электроэнергии вырабатывается из механической энергии специальными электромеханическими машинами – электрогенераторами.

В электрогенераторе механическая энергия турбины – вращающегося колеса специальной конструкции – преобразуется в электрическую энергию. Турбина вращается силой падающей воды – на гидростанциях, паром – на тепловых электростанциях, силой ветра – на ветряных электростанциях, двигателем внутреннего сгорания – на борту самолёта.

Читайте также:  Другой тип источника тока

Источником электрической энергии на космических станциях являются фотоэлементы, преобразующие солнечную энергию в электрическую.

Переносными источниками электрической энергии являются гальванические элементы, аккумуляторы, а также батареи из них. В них электрическая энергия получается за счёт химического процесса взаимодействия разнородных металлов с особым веществом – электролитом. Существуют ещё малогабаритные механические генераторы, работающие от мускульной силы рук или ног человека, например, генератор для велосипедной фары.

Электроэнергия передаётся при помощи потока мельчайших заряженных частиц – электрического тока. В природе обнаружено два вида зарядов, условно названных положительными и отрицательными. Вокруг каждого из зарядов существует электрическое поле, за счёт которого одноимённые заряды отталкиваются друг от друга, а разноимённые притягиваются друг к другу.

Направленное движение электрических зарядов называется электрическим током.

Вещества, пропускающие электрический ток, называются проводниками. Вещества, не пропускающие электрический ток, называют диэлектриками или изоляторами.

За направление электрического тока условно принято движение положительных зарядов, которые перемещаются от положительного полюса источника тока к отрицательному по проводнику, подключенному к полюсам.

Количество зарядов ( q ), протекающих через поперечное сечение проводника за единицу времени, называется силой тока ( I ):

Сила тока измеряется в амперах (А) – в честь французского учёного Андре Ампера.

В металлических проводниках ток образуется движением электронов, имеющих отрицательный заряд.

В газовой среде и жидкостях из-за более разреженной структуры вещества (в отличие от жёсткой кристаллической решётки металла) электрический ток образуется как за счёт электронов, так и за счёт ионов – положительных и отрицательных частиц атомов или молекул веществ.

Иными словами, когда мы говорим о работе тока, под этим подразумеваем, что его энергия преобразуется в какой-либо иной вид энергии: тепло, свет, химическую или механическую энергию. Чем больше поток электронов, тем значительнее ток и его работа. Иногда говорят, «сила тока» или просто «ток». Таким образом, слово «ток» имеет два значения. Оно обозначает само явление движения электрических зарядов в проводнике, а также служит оценкой количества электричества, проходящего по проводнику.

Ток (или значение тока) условно оценивают числом электронов, проходящих по проводнику в течение 1 с. Число это огромно. Через нить накала горящей лампочки электрического карманного фонарика, например, ежесекундно проходит около 2 000 000 000 000 000 000 электронов. Вполне понятно, что характеризовать ток количеством электронов неудобно, так как пришлось бы иметь дело с очень большими числами. За единицу электрического тока принят ампер (сокращённо пишут А). Так её назвали в честь французского физика и математика А. Ампера (1775-1836 гг.), изучавшего законы механического взаимодействия проводников с током и другие электрические явления. Ток 1 А – это ток такого значения, при котором через поперечное сечение проводника за 1 с проходит 6 250 000 000 000 000 000 электронов.

В математических выражения ток обозначают латинской буквой I или i (читается «и»). Например, пишут: I = 2 А или i = 0,5 А.

Наряду с ампером применяют более мелкие единицы значения тока: миллиампер (пишут мА), равный 0,001 А, и микроампер (пишут мкА), равный 0,000001 А, или 0,001 мА. Следовательно, 1 А равен 1000 мА, или 1000000 мкА.

Приборы, служащие для измерения токов, называют соответственно амперметрами, миллиамперметрами, микроамперметрами. Их включают в электрическую цепь последовательно с потребителем тока, т. е. в разрыв внешней цепи. На схемах эти приборы изображают кружками с присвоенными им буквами внутри: А (амперметр), мА (миллиамперметр) и мкА (микроамперметр), а рядом пишут РА, что означает измеритель тока. Измерительный прибор рассчитан на ток не больше некоторого предельного для данного прибора. Прибор нельзя включать в цепь, в которой течёт ток, превышающий это значение, иначе он может испортиться.

Ток называется постоянным, если он не меняется с течением времени ни по величине, ни по направлению. Ток, у которого сила и направление периодически изменяются, называется переменным.

У вас может возникнуть вопрос: как оценить переменный ток, направление и значение которого непрерывно изменяются? Переменный ток обычно оценивают по его действующему значению. Это такое значение тока, которое соответствует постоянному току, производящему такую же работу. Действующее значение переменного тока составляет примерно 0,7 амплитудного, т. е. максимального значения.

Практическое использование электрической энергии основано на некоторых физических явлениях, которыми сопровождается прохождение тока через проводник. Тепловое действие электрического тока широко используют в работе осветительных и электронагревательных приборов. Магнитное действие используют в измерительных приборах, электромагнитных реле, электромагнитных телефонах и громкоговорителях, электрических генераторах и двигателях.

Прохождение постоянного электрического тока через жидкие среды сопровождается химическими реакциями. Это свойство широко используется в аккумуляторах, применяется в электрометаллургии, при электрохимической обработке материалов и в опреснителях морской воды.

Электрический ток в газовой среде вызывает свечение газа. На основе этого явления работают дуговые источники света (например, в прожекторах). Электрический разряд в воздухе сопровождается не только свечением, но и повышением температуры электродов, что используют для сварки и резки металлов.

Устройства, в которых происходит преобразование электрической энергии в другие виды энергии – свет, тепло, механическую и химическую энергию, — называются приёмниками или потребителями электрической энергии, а в электротехнике – нагрузкой (рис. 53).

Чтобы электрическое устройство (нагрузка) работало, его необходимо соединить с полюсами источника тока. На практике источник с нагрузкой часто соединяют с помощью дополнительных проводников, в быту и электротехнике называемых проводами.

То, о чём мы говорили сейчас: 1) источник электрической энергии, 2) нагрузка и 3) соединительные провода – всё это вместе называется электрической цепью.

Ещё в Древней Греции было установлено, что янтарь после натирания шерстяной тканью притягивает лёгкие предметы. По-гречески слово «янтарь» звучит как «электрон». От этого слова и произошёл термин «электричество».

Что такое электрический ток и что такое сила тока, в каких единицах она измеряется?

Назовите носители тока в металлах, жидкостях и газах.

Что называют электрической цепью?

Перечислите основные элементы электрической цепи и функции, которые они выполняют при прохождении тока.

Узнайте, что является источником электрического тока в мотоцикле, автомобиле.

Какие электропотребители есть у вас дома?

За счёт чего можно экономить электроэнергию в быту и на производстве?

Домашнее задание: подготовить сообщение о ГЭС на территории Республики Татарстан.

Источник



Технология (девочки). 7 класс

Ключевые слова:
Электрическая энергия, источник тока, аккумулятор.

Основные понятии:
Электрический ток — это упорядоченное движение заряженных частиц.
Пояснения:
Под действием сил электрического поля или меняющегося магнитного поля заряженные частицы начинают упорядоченно двигаться — получается электрический ток.
Электрический ток получают за счёт химических источников тока, за счёт использования солнечной энергии, с помощью теплоэлектрических элементов, а в промышленных масштабах — с помощью электрогенераторов.
Электрический ток применяется для нагрева, освещения, создания магнитного поля, резки металлов.
Энергию электрического тока накапливают, или аккумулируют с помощью химических аккумуляторов, суперконденсаторов и супермаховиков.

Литература:
Технология. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Минпросвещения России Российское образование Рособрнадзор Русское географическое общество Российское военно-историческое общество Президентская бибилиотека

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Источник