Меню

При капитальном ремонте установили счетчик

Установка ОПУ за счет старых взносов на капремонт

Автор: М. О. Денисова

До 2014 года жильцы вносили УК взносы на капитальный ремонт. Могут ли они сегодня требовать установки ОПУ за счет этих средств? Является ли наличие у них задолженности по оплате ЖКУ основанием для отказа?

До появления в ЖК РФ норм о формировании фондов капитального ремонта УК осуществляла сбор средств на капремонт на своем расчетном счете (по согласованию с собственниками). С мая 2014 года собственники начали отчислять взносы на капремонт региональному оператору (фонд формируется на его счете), а в июне 2015 года они провели общее собрание и приняли решение о необходимости установки общедомового прибора учета (далее – ОПУ) отопления за счет ранее накопленных средств. Обязана ли УК в данном случае подчиниться решению собственников, учитывая, что за жильцами числится задолженность по оплате ЖКУ, эквивалентная стоимости планируемой установки ОПУ отопления?

О легитимности решения собственников

Общий порядок принятия решений о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД закреплен в ст. 189 ЖК РФ. Согласно ч. 1 данной статьи проведение капитального ремонта осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД. При этом собственники вправе принять такое решение в любое время (ч. 2 ст. 189 ЖК РФ). В нем должны быть определены или утверждены (ч. 5 ст. 189 ЖК РФ):

  • перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
  • смета расходов на капитальный ремонт;
  • сроки проведения капитального ремонта;
  • источники финансирования капитального ремонта;
  • лицо, которое от имени всех собственников помещений в МКД уполномочено участвовать в приеме оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

Таким образом, исходя из существа описанной ситуации и с учетом положений ст. 189 ЖК РФ следует заключить, что собственники помещений в МКД, принимая решение об установке ОПУ отопления, действовали в рамках закона. При этом важно понимать, что каждый пункт принятого решения в условиях действия норм о создании фондов капитального ремонта общего имущества (введены в ЖК РФ с 26.12.2012 Федеральным законом от 25.12.2012 № 271‑ФЗ) необходимо соотносить с правилами формирования таких фондов и использования средств, накапливаемых в них.

Формирование и использование средств фонда

Статьей 170 ЖК РФ предусмотрены два возможных варианта формирования фонда капитального ремонта: на счете регионального оператора и специальном счете. В рассматриваемом случае фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора.

Согласно ч. 1 ст. 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта, формируемый на счете регионального оператора, образуют:

  • взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в МКД;
  • пени, уплачиваемые собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

В силу новой ч. 4.1 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственниками помещений в МКД принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта…

Положение о том, что за счет минимального размера взноса финансируется капитальный ремонт согласно «минимальному» перечню, присутствует и в ч. 1, 3 ст. 166 ЖК РФ.

Читайте также:  Счетчик электроэнергии меркурий 230 сертификат

Полагаем, что в описанной ситуации собственники, скорее всего, перечисляют в фонд капитального ремонта (на счет регионального оператора) взносы в минимальном размере.

Что касается «минимального» перечня работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества, он предусмотрен ч. 1 ст. 166 ЖК РФ. В первоначальной редакции данной нормы установка ОПУ была названа в числе работ, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взносов. Однако в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 417‑ФЗ данный вид работ с 30.12.2013 исключен из «минимального» перечня, установленного ч. 1 ст. 166 ЖК РФ. Вместе с тем ЖК РФ разрешает субъектам РФ расширять «минимальный» перечень работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества (см. ч. 2 ст. 166). Поэтому вопрос о том, финансируются ли работы по установке ОПУ за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взносов, решается в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ.

Вместе с тем обязанность регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в МКД закреплена в ст. 182 ЖК РФ. Согласно ч. 1 данной статьи региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.

Из всего вышесказанного следует, что в обязанности регионального оператора не входит проведение в МКД работ, не предусмотренных региональной программой. В связи с этим управляющая организация не вправе игнорировать решение общего собрания собственников помещений в МКД о проведении работ по установке ОПУ отопления (при условии, что решение принято с соблюдением требований ч. 5 ст. 189 ЖК РФ).

Дополнительные аргументы

В качестве дополнительных аргументов можно привести следующие. Независимо от того, упомянута ли установка ОПУ в «минимальном» перечне работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, данный вид работ является капитальным ремонтом общего имущества (см. п. 2.4.2 Правил эксплуатации жилфонда[1]), за проведение которого по общим правилам отвечает лицо, управляющее МКД (п. 11 Правил содержания общего имущества). Тот факт, что собственники помещений в МКД не приняли соответствующее решение об установке ОПУ отопления в сроки, установленные Федеральным законом от 23.11.2009 № 261‑ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», не изменяет объема прав и обязанностей управляющей организации, проистекающих из содержания ст. 161 ЖК РФ (в том числе ч. 2.3) и договора управления.

Наличие задолженности отдельных собственников помещений перед УК (по оплате ЖКУ) также не освобождает управляющего от выполнения обязательных работ на общем имуществе дома. В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ в роли заказчика по договору управления МКД выступает множественность всех собственников помещений в доме (как соблюдающих, так и нарушающих платежную дисциплину). В силу специфики предмета договора (выполнение работ (оказание услуг) по содержанию общего имущества в МКД) управляющий лишен возможности осуществлять встречное предоставление в адрес только тех собственников, которые соблюдают платежную дисциплину. Кроме того, напоминаем, что ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, является одним из обязательных элементов деятельности по управлению МКД (см. Правила осуществления деятельности по управлению МКД[2]). Таким образом, работа с долгами населения также входит в круг обязанностей УК, успешность ее выполнения не влияет на общую структуру законных и договорных обязательств УК по надлежащему содержанию общего имущества в рамках исполнения договора управления.

Читайте также:  Счетчик нік 2303 арп2т

По мнению автора, нормы ЖК РФ позволяют собственникам принять решение об установке ОПУ отопления силами УК и требовать исполнения данного решения, тем более что они заранее профинансировали этот вид работ (осуществляя в пользу УК отчисления на капитальный ремонт).

[1] Утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416.

Источник



Является ли капитальным ремонтом установка прибора учета?

Нет установка прибора учета не относится к капитальному ремонту Спасибо за ваше обращение на наш сайт удачи вам и всего хорошего.

Нет, установка прибора учета не может являться капитальным ремонтом. Это отдельная статья расходов, которая подлежит оплате за счет иных средств.

Установка прибора учета к капитальному ремонту не относится, в данном случае это совсем другое действие никак не связанное с кап ремонтом.

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176)

При капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.

Согласно п.2 ст.166 ЖК РФ Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.

Таким образом, Вам необходимо выяснить, имеется ли в Вашем регионе правовой акт, позволяющий использовать средства капитального ремонта на установку общедомовых приборов учета. Необходимо уточнить данный вопрос в жилищном отделе областной администрации

С уважением, Наталия Агапитова.

Юлия Александровна! Если это коллективные (общедомовые) приборы учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, то их установка является часть капитального ремонта.

С уважением, СТАНИСЛАВ ПИЧУЕВ.

Статьи законодательства, упомянутые юристами в ответах:

Жилищный кодекс Российской Федерации

Является ли установка прибора учета в водопроводном колодце капитальным ремонтом?

Установка прибора учета по определению не может быть капитальным ремонтом. Удачи вам и всего хорошего.

Читайте также:  Перерасчет за газ если стоят счетчики

Нет, не является. Ни капитальным, ни текущим. Вообще не является ремонтом.

Установка ИПУ в жилом доме обязательна для собственников на основании Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Не является, так как капремонт подразумевает смену конструкций или их частей, инженерного оборудования и инженерных систем для устранения физического износа, поддержания и улучшения эксплуатационных свойств, без изменения функций и технико-экономических показателей.

Юлия Александровна, в соответствии с пунктом 6 установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к Перечню работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполнение и (или) оказание которых осуществляется при финансовой поддержке, предусмотренной статьей 10 Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края».

Постановление Правительства Красноярского края от 18.06.2015 N 301-п

«Об утверждении перечня работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполнение и (или) оказание которых осуществляется при финансовой поддержке, предусмотренной статьей 10 Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края»

Источник

Кто должен устанавливать и закупать счётчики электроэнергии при кап ремонте?

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста кто должен устанавливать и закупать счётчики электроэнергии при государственном кап. ремонте( до этого счётчиков во всём доме не было).За ранее спасибо за ответ.

Ответы юристов ( 1 )

Иван, доброго времени.

Согласно п. 5 ст. 13 ФЗ Об энергосбережении:

До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Редакция закона действующая.

Но есть и другая, АЛЬТЕРНАТИВНАЯ, точка зрения:

Счётчики на каждый многоквартирный дом должны быть давно установлены в силу статьи 539 ГК РФ.
Организация, продающая энергию обязана установить счётчик, если он не был установлен в момент заключения договора энергоснабжения, то есть с момента первого фактического подключения абонента к сети (статья 540 ГК РФ).
На граждан, приобретающих такой товар как энергия не может быть возложена обязанность приобретать и устанавливать счётчик в силу пункта 2 статьи 16 закона «О защите прав потребителей»
Гражданам не может быть оказана дополнительная платная услуга по приобретению и установке счётчика без их согласия (пункт 3 ст. 16 ЗОЗПП).
Обязанность обеспечивать надлежащее состояние прибора учёта (Обслуживание) пунктом 2 статьи 543 ГК РФ возложена на энергоснабжающую организацию.

За более подробной консультацией — Вы можете обратиться в чат.
С уважением, А.Е. Ларин.

Источник