Меню

Общедомовые счетчики 2013 года

ОДН: изменения с июня 2013 года

Краткий обзор изменений в законодательстве в сфере ЖКХ, вступивших в силу с 01.06.2013 года.

Многие граждане в последние годы ощутили на себе значительный рост платы за коммунальные услуги, который далеко не в последнюю очередь связан с существующей в настоящее время системой начисления платы за коммунальные услуги и в частности расчетом платежей за так называемые ОбщеДомовые Нужды (далее ОДН). Многочисленные обращения потребителей в нашу организацию свидетельствует о полнейшем беспределе управляющих кампаний, начинающемся после установки общедомового счетчика и начислении платежей за ОДН. Во многих случаях размер платы за ОДН приближается, а иногда и многократно превышает платежи за фактически потребленные свет, воду и прочие энергоносители.

Понятно, что граждане небезосновательно считают данные платежи абсурдными и несправедливыми ведь фактически мы платим за расточительность недобросовестных «нормативщиков» и халатность управляющих кампаний, залатывающих зияющие бреши в гнилых трубопроводах и прочем коммунальном хозяйстве за наш счет.

Изменить такую несправедливость призваны последние изменения в действующем законодательстве, вступившие в силу с первого июня. Они направлены на то, чтобы обеспечить потребителям коммунальных услуг больше благ и возможностей, а также снизить, в целом, размер отдельных платежей.

Прежде всего, мы попытаемся перечислить перечень основных изменений в системе начисления платы за коммунальные услуги, установленных в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», и вступивших в силу с 01.06.2013 года.

Изменения в расчете ОДН :

При отсутствии общедомового счетчика

1. Плата за отопление ОДН отменена.

2. Норматив ОДН для холодного и горячего водоснабжения должен снизится. Из формулы для расчета норматива исключены технологические потери в инженерных сетях дома, которые могли составлять 20%.

3. Норматив и плата за ОДН по водоотведению отменены.

4. Из расчета определения площади общего имущества исключены чердаки и подвалы.

При наличии общедомового счетчика

1. Общий размер платы за отопление суммарно по всем лицевым счетам дома не изменится, но вместо двух услуг (отдельно индивидуального и общедомового потребления) будет одна общая услуга по отоплению.

Показания индивидуальных счетчиков по отоплению (у кого они имеются) теперь не будут учитываться, если хотя бы в одной квартире нет индивидуального счетчика, что в теории должно исключить влияние на размер оплаты за ОДН в ситуации, когда фактически проживающие, но не прописанные в одной квартире десять человек потребляют значительно больше норматива, в результате чего, все владельцы индивидуальных приборов учета оплачивают значительные суммы за фактически не потребленные ими энергоносители.

Если же во всех квартирах многоквартирного дома установлены индивидуальные счетчики по отоплению, то тогда их показания будут учитываться при расчете.

2. Устанавливаются нормативы на ОДН и оплата за ОДН подлежит оплате только в пределах норматива. Оплату ОДН, в размере превышающем норматив, будет осуществлять управляющая компания. Такой порядок будет действовать по умолчанию. Иной порядок может быть установлен на собрании собственников многоквартирного дома и если исполнителем коммунальной услуги не является непосредственно ресурсоснабжающая организация.

3. Норматив потребления по водоотведению на общедомовые нужды исключен и в расчетах с гражданами применяться не будет.

Краткий перечень основных изменений касающихся новых прав и обязанностей потребителей и управляющих компаний

1. Сокращен минимальный период расчета среднего фактического потребления с 1 года до 6 месяцев, который используется в случае не предоставления жильцами показаний квартирных счетчиков. Кроме того, предельное количество расчетных периодов увеличено с 3 до 6 месяцев подряд (в течение которых нет показаний)

2. Увеличен минимальный период проверки достоверности показаний приборов учета с 3 до 6 месяцев.

3. Потребителям предоставлено право составлять акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие представителей управляющей кампании (такой акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем ТСЖ).

4. С первого июня 2013 года Управляющей компании предоставлено право устанавливать количество проживающих граждан, в том числе временно проживающих, в случае отсутствия квартирных счетчиков (потребления энергоносителей по нормативам) — путем составления соответствующего акта., после чего производить соответствующий перерасчет при составлении лицевого счета.

Внесенные изменения направлены на стимулирование потребителей переходить на систему оплаты за коммунальные услуги по показаниям приборов учета (счетчикам) вместо нормативов потребления. Для реализации этой задачи нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, по электроснабжению будут определяться с учетом повышающего коэффициента (на основании Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг») с 1 января по 30 июня 2015 года — 1,1; с 1 июля по 31 декабря 2015 года — 1,2; с 1 января по 30 июня 2016 года — 1,4; с 1 июля по 31 декабря 2016 года — 1,5; с 2017 года — 1,6.

Читайте также:  Продление срока счетчиков газа

Изменения в нормативах потребления коммунальных услуг

К некоторому общему снижению тарифов должно привести вступающие в силу с 01.06.2013 года новые нормативы потребления коммунальных услуг. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» внесены изменения в Правила установления и определения нормативов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, согласно которым с 01.06.2013 вступают в силу новые нормативы потребления коммунальных услуг.

Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению рассчитаны исходя из жилой площади многоквартирных домов со снижением на 5% по сравнению с действующими нормативами до 01.06.2013 года.

Расчеты за коммунальную услугу по отоплению будут производиться исходя из площади жилых и нежилых помещений многоквартирных домов без учета площади мест общего пользования.

Существенно уменьшатся нормативы потребления по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды – в 9 и 6 раз соответственно, в среднем при нормативе на холодную (горячую) воду в размере 0,03 м 3 на квадратный метр общей площади помещений, входящей в состав общего имущества. Существующий в настоящее время норматив потребления по холодному водоснабжению на общедомовые нужды составляет 0,26 м 3 на квадратный метр общей площади помещений, входящей в состав общего имущества, и горячему водоснабжению – 0,19 м 3 /на м 2 .

Норматив потребления по водоотведению на общедомовые нужды исключен и в расчетах с гражданами применяться не будет.

И так, в теории, конечно, все звучит неплохо и мы должны почувствовать на себе все прелести снижающихся платежей. Ну а как все будет обстоять в действительности: поживем — увидим.

Источник



Как производится установка и замена общедомовых счетчиков воды (водомеров)

В многоквартирных домах с централизованным водоснабжением установка общедомовых приборов учета является как насущной необходимостью для жильцов и управляющей компании, так и реализацией ФЗ «Об энергосбережении». Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства России № 344 от 16 апреля 2013 года, вводится норма, связанная с тем, что для объектов без общедомовых приборов учета применяется тариф с повышающим коэффициентом.

В многоквартирных домах с централизованным водоснабжением установка общедомовых приборов учета является как насущной необходимостью для жильцов и управляющей компании, так и реализацией ФЗ «Об энергосбережении». Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства России № 344 от 16 апреля 2013 года, вводится норма, связанная с тем, что для объектов без общедомовых приборов учета применяется тариф с повышающим коэффициентом.

Практическая необходимость установки общедомового водомера

Установка общедомовых водомеров актуальна как для управляющих компаний и ТСЖ, которые осуществляют расчет за потребленный ресурс с поставщиком, так и для индивидуальных потребителей, даже несмотря на наличие у них в доме квартирных приборов учета. В этом случае следует понимать, что кроме индивидуального водопотребления, существуют и расходы на общедомовые нужды (ОДН): полив газонов, уборка территории и т.д. Кроме того, проблема протечек тоже никуда не исчезает и является актуальной для многих объектов. Но если установлен водомер, то контролировать реальный расход воды в доме не является проблемой, а вопрос потерь ресурса во время транспортировки полностью переходит в компетенцию снабжающей организации и относится на их убытки. Однако проблема протечек в доме тоже вполне актуальна, но при наличии прибора учета обнаружить ее значительно проще, например, обратив внимание на резкое повышение потребления воды в доме. И самое главное – при наличии водосчетчика оплата производится за реально потребленное количество воды, при этом общедомовое потребление распределяется пропорционально, в соответствии с площадью квартир жильцов. В среднем, общедомовые расходы воды для каждой квартиры – это плюс 1,5-3% от индивидуального потребления.

Общедомовой водомер позволяет:

  • организовать эффективный учет водопотребления;
  • быстро определять утечки и, в зависимости от места их появления, жильцы имеют право на компенсацию от управляющей компании или ресурсоснабжающей организации;
  • осуществлять оплату только за реально потребленное количество воды.
Читайте также:  Счетчики электроэнергии российского производства

Как установить водомер в многоквартирном доме

Так как общедомовой счетчик воды является общим имуществом, то решение о его установке принимается жильцами, однако именно на управляющую компанию или ТСЖ возлагается ответственность об уведомлении собственников о необходимости установки приборов учета, а далее – контроль выполнения монтажных работ и мониторинг оборудования.

Несмотря на то что очевидную экономическую выгоду от установки водомеров получают прежде всего собственники, управляющая компания также может существенно снизить общедомовые расходы. Но, кроме того, наличие общедомового счетчика воды позволяет создать автоматизированную систему учета и сбора показаний, в том числе и с индивидуальных приборов учета установленных в квартирах. Этот факт позволяет наладить эффективное управление многоквартирным домом, при этом значительно уменьшаются административные расходы, так как происходит существенная экономия времени, за счет оперативной обработки информации, и сокращение персонала, функции которого передаются автоматизированной системе управления.

Однако самым животрепещущим моментом является вопрос о том, кто же должен нести финансовые расходы по установке водомера, учитывая, что и цена самого прибора, и стоимость услуг по его монтажу составляют вполне внушительную цифру. Официально оплата возлагается на собственника (-ов) и управляющую компанию, представляющую их интересы. В этом случае сумма делится на всех совладельцев дома, как правило, в пропорциональной зависимости от площади квартир. Но если здание находится в коммунальной собственности и квартиры в доме не приватизированы, то расходы ложатся на плечи официального собственника в лице городских и иных структур.

Нужно обратить внимание на то, что оплата может вноситься единовременно или в рассрочку, сроком до 5 лет. При этом важно учитывать, что расходы относятся к разделу капитального ремонта. Их нельзя включать в раздел расходов на текущий ремонт, так как установка счетчиков воды не является причиной возникновения внештатных ситуаций, влияющих на эксплуатацию дома.

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ

Особенности установки (замены) общедомовых водосчетчиков

Решение об установке общедомового прибора учета принимается на общем собрании собственников, после этого предстоит выполнить следующий объем работ:

  • сначала производится выбор оптимального места для установки водомера;
  • далее необходимо разработать проектную документацию и, как правило, эту работу доверяют компании, с которой заключается договор о монтаже оборудования;
  • на следующем этапе производится согласование технических условий и документации в ресурсоснабжающей организации, а после – можно приступать к монтажу водосчетчика или водосчетчиков (если необходимо организовать учет потребления холодной и горячей воды);
  • монтажные работы управляющая компания или ТСЖ могут произвести самостоятельно, но они должны быть выполнены правильно, то есть таким образом, чтобы в момент ввода объекта в эксплуатацию, не возникло никаких вопросов у представителя ресурсоснабжающей организации;
  • далее, производится опломбирование счетчиков и ввод приборов учета воды в эксплуатацию и присутствие представителя ресурсоснабжающей организации на этом этапе является обязательным.

В том случае, если срок эксплуатации водомера истек или если прибор учета не прошел очередную поверку, то требуется замена счетчика, при этом алгоритм действий аналогичен установке.

Важно обратить внимание на вопрос формирования стоимости работ, связанных с установкой или заменой водомера. На ценообразование влияет много факторов, но основными из них являются:

  • технические условия;
  • объем водопотребления в доме;
  • диаметр труб;
  • тип водосчетчика, а также его комплектация и функциональные возможности.

Если многоквартирный дом подключен к централизованному водоснабжению холодной и горячей воды, то расходы, связанные с монтажом приборов учета, возрастут, так как требуется приобрести установить два счетчика.

В некоторых случаях увеличение расходов происходит по причине необходимости проведения ремонта или реконструкции водоснабжающего узла, но такие изменения обязательно должны быть отражены в технической документации.

Источник

Плату за общедомовые нужды должны начислять по счетчикам

10 августа вступил в силу закон о новых правилах оплаты общедомовых нужд. Теперь для расчета официально можно использовать показания счетчиков, а не нормативы. Это правило установил федеральный закон, подписанный президентом. Документ уже действует, и его нужно исполнять.

У управляющих компаний больше не получится навариться на общей электроэнергии и воде и брать с жильцов больше положенного. Но пока это не значит, что в вашей следующей квитанции что-то изменится.

Что такое общедомовые нужды?

Жильцы платят за свет, воду и газ, которые расходуют в своей квартире. А еще — за общие ресурсы, которые идут на освещение и уборку подъездов.

Читайте также:  Счетчик газа с проверки не вернули

Это обязательный платеж. Он зависит от площади квартиры: чем больше квартира, тем больше приходится платить за содержание общего имущества.

С 1 января 2017 года общедомовые нужды не выделяют в квитанциях отдельной строкой, но платить за них всё равно нужно.

Как раньше начисляли платежи за общие свет и воду?

До 1 января 2017 года управляющие компании начисляли плату за общедомовые нужды как хотели. Внятного регулирования не было.

С этого года решили установить нормативы: максимум, больше которого жильцы не оплачивают. Если фактически воды или электроэнергии дом израсходует больше, разницу оплатит управляющая компания.

В регионах до 1 июня должны были установить новые нормативы для оплаты общедомовых нужд. По правилам нужно учитывать, как утеплен дом, есть ли там энергосберегающие лампочки, из каких материалов стены и какая площадь общих помещений.

Но проблема не в самих нормативах, а в том, что в законе был прописан только максимум: жильцы платят по нормативам и не больше. А что можно платить меньше — в законе написано не было. Хотя фактически дом мог использовать на общие нужды меньше света и воды, чем начисляла управляющая компания и насчитали региональные власти. Лампочка могла не гореть, а жильцы за нее платили.

Была еще одна проблема: жильцам начисляли плату за услуги, которых не было. Например, за общее водоотведение, которое технически невозможно. В итоге жильцы переплачивали, а управляющая компания зарабатывала.

Что изменилось с этими начислениями?

Сначала проблему попытался решить Минстрой. В письме для губернаторов ведомство разрешило начислять плату за общедомовые нужды по счетчикам. Но это всего лишь разъяснение, которое управляющие компании могли не выполнять. Хоть его и отправили главам всех регионов, это еще ничего не значит — проблема осталась.

29 июля 2017 года вопрос окончательно решили на федеральном уровне. В жилищный кодекс внесли изменения о правилах оплаты общедомовых нужд. Они уже работают, а правительство готовит новые инструкции.

В нашем доме нет общих счетчиков, как мы будем платить?

По нормативам. Если в доме не установлены общедомовые счетчики на свет и воду, это единственный вариант. Все вопросы по установке общих счетчиков — к управляющей компании.

Если стоят общедомовые счетчики, какие есть варианты?

У вас есть выбор. Можно платить по нормативам или счетчикам.

По умолчанию счетчики в приоритете. Если по ним показания меньше, платить по нормативам не придется — учитывается фактический расход. Если больше — заплатите только норматив.

Но как всегда, дьявол в деталях. Вот какие есть варианты по новому закону.

Без общего собрания. Если в доме есть общие счетчики, с августа 2017 года вы продолжаете платить по нормативам. А в следующем году вам пересчитают сумму с учетом фактических показаний. Пересчет будет в меньшую сторону, или просто не придется доплачивать.

По решению общего собрания. Можно выбрать, как платить за общедомовые нужды:

  • среднемесячный объем по счетчикам. Потом эту сумму тоже скорректируют;
  • фактический объем по счетчикам. Сумму корректировать не придется — сколько потратили, за столько и заплатили.

Итого. Без собрания — платите по нормативам, а потом пересчитывают сумму. С собранием — можно уже сейчас платить по счетчикам.

Когда и как будут пересчитывать оплату за общедомовые нужды?

Порядок и сроки перерасчета утверждает правительство. Федеральный закон про новые правила оплаты общедомовых нужд уже работает, а постановления всё еще нет. Как только его опубликуют, мы расскажем, как это будет работать.

Есть только проект, в котором написано, что пересчитывать будут раз в год до 1 июля. Это обычная практика — так делают с отоплением.

А что со структурой платежей за общие нужды?

В жилищном кодексе прописали, что конкретно входит в общедомовые нужды: холодная и горячая вода, электроэнергия и канализация. Если в доме не используют какой-то из ресурсов, то и платить за него не придется.

Проверьте свою квитанцию. Если вам начисляют платежи за водоотведение и горячую воду, хотя в доме нет общей канализации, а в подвале кран только с холодной водой, это незаконно.

Источник