Меню

Как изменить направление вращения двигателя постоянного тока последовательного возбуждения

Направление вращения электродвигателя

Подписка на рассылку

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • ok
  • Twitter
  • YouTube
  • Instagram
  • Яндекс.Дзен
  • TikTok

Чтобы механизмы на производстве или в быту, будь-то дерево или металлообрабатывающие станки, консольный насос, конвейерная лента, кран-балка, заточной станок, электрическая газонокосилка, кормоизмельчитель или другое устройство работали без поломок, необходимо, в первую очередь, чтобы вал электродвигателя вращался в правильную сторону.

Во избежание ошибок и не допуска вращения вала механизма в противоположную сторону согласно пункту 2.5.3 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» на корпусе самого механизма и приводном двигателе должны быть нанесены стрелки направления вращения электродвигателя.

Направление вращения вала электродвигателя

Определение направления вращения электродвигателя выполняется со стороны единственного конца вала. В том случае если двигатель имеет два конца вала, то вращение определяют со стороны вала, который имеет больший диаметр. Согласно ГОСТ 26772-85 правому направлению соответствует движение вала по часовой стрелке. У наиболее распространенных трехфазных двигателей с короткозамкнутым ротором вращение вала в правую сторону будет осуществляться, если последовательность фаз, по которым подается напряжение на концы обмоток статора, будет соответствовать алфавитной последовательности их маркировки – U1, V1, W1.

Правостороннее вращение

Для однофазных двигателей с короткозамкнутым ротором вращение вала по часовой стрелке будет выполняться при условии, когда фаза будет подаваться на конец рабочей обмотки.

Изменение направления вращения вала в трехфазных электродвигателях

Эксплуатация некоторых механизмов требует левостороннего вращения вала. Зная, как изменить направление вращения электродвигателя, это можно сделать без какой-либо доработки или переделки самого приводного двигателя. Для смены направления движения нужно:

  • обесточить электродвигатель;
  • снять крышку клеммной коробки;
  • переставить жилы силового кабеля в соответствие со схемой изображенной на рис. 3: жилу с изоляцией черного цвета (L3) переподключить на контакт V1 в клеммной коробке, а жилу коричневого цвета (L2) на контакт W1.

Левостороннее вращение

Если эксплуатация двигателя требует постоянного переключения двигателя с правостороннего вращения на левостороннее, его подключение осуществляют по специальной схеме,

Реверс однофазного электродвигателя

Запустить вращение однофазного асинхронного электродвигателя можно переподключив фазу на начало рабочей обмотки.

Зная, как поменять направление вращения электродвигателя, можно подключить однофазный электродвигатель с возможностью переключения правостороннего вращения на левостороннее с помощью трехконтактного переключателя.

Источник

Реверс электродвигателя постоянного тока независимого возбуждения по цепи возбуждения

Для изменения направления вращения машин постоянного тока (реверс) необходимо изменить полярность питающего напряжения. Это можно сделать двумя способами – изменить полярность напряжения на якоре или обмотке возбуждения. В данной статье мы рассмотрим изменение направления вращения с помощью цепи возбуждения.

Читайте также:  Допустимые отклонения в сетях постоянного тока

Главным преимуществом реверса по цепи возбуждения – это ее малая мощность даже для машин большой мощности. Мощность данной цепи не превышает нескольких десятков киловатт даже для машин большой мощности. Например, для ДПТ с номинальным током якоря 6000 А и напряжением 1000 В параметры обмотки возбуждения составляют U = 300 B, I = 250 A. Соответственно гораздо выгодней реверсировать такую машину по цепи возбуждения, чем по якорной цепи.

Однако при реверсе магнитного потока ухудшатся условия коммутации коллектора. Более того обмотка возбуждения имеет очень большую инерционность, по сравнению с якорной обмоткой. Для электроприводов большой мощности постоянная времени возбуждения может составлять порядка 1 – 3 секунд, а полный реверс при нормальных условиях может быть осуществлен за 10 и более секунд, что существенно влияет на быстродействие всей системы электропривода. Для ускорения процесса реверса осуществляют так называемую форсировку возбуждения. Для этого на обмотку возбуждения подают повышенное напряжение, превышающее номинальное в 2 – 5 раз. Ток при этом нарастает быстрее, чем при номинальном напряжении, и когда он достигает заданного значения, напряжения снижается до уровня номинального. При постоянной времени обмотки возбуждения в 2 секунды и при использовании форсировки можно осуществить реверс за 0,5 секунды.

Проведение реверса ДПТ НВ в цепи возбуждения может быть проведен с помощью реверсивного двухкомплектного тиристорного преобразователя (схема 4) или же с помощью контактного реверсора (схема 5). Также для ускорения реверсирования при уменьшения тока до нуля используют инверторный режим работы тиристорного преобразователя. При этом обмотка возбуждения выступает в качестве генератора, отдавая энергию в сеть через инвертор. После снижения тока до нуля его знак изменяется на противоположный. При этом тиристорный преобразователь якорной цепи переходит в рекуперативный режим работы (отдача энергии в сеть), поддерживая при этом заданный тормозной момент. После остановки электродвигатель начинает вращаться в обратную сторону.

Процессы, происходящие в электродвигателе постоянного тока показаны ниже:

Диаграмма реверса ДПТ НВ 11

В прямом направлении двигатель будет вращаться без нагрузки в момент времени t1. При этом напряжение будет равно номинальному и подано оно из преобразователя 1, который будет находится в проводящем состоянии. Угол управления при этом будет равен 70 0 . В таком случае UB = UBmaxcos70 0 = 0.34Umax. Umax – максимальное напряжение преобразователя при угле управления равном нулю.

В момент t2 начнется реверс. С начала напряжение силового канала снижается до нуля Uя = 0. При U 0 до 170 0 . Он перейдет в режим инвертора с напряжением случае UB = UBmaxcos170 0 = — 0.98Umax. Данное напряжение практически в 3 раза превысит номинальное, чем обеспечится форсирование скорости нарастания тока. Ея снижается вместе с током возбуждения.

Читайте также:  Маленького ребенка бьют током

В момент t3 IВ и ЭДС якоря Ея будут равны нулю. В этот же момент времени блокируется подача импульсов управления на первый преобразователь (1) и до момента t4 обеспечивается пауза длительностью 10 – 20 мс, характерная для электроприводов с раздельным управлением.

В момент времени t4 начинается подача импульсов управления на преобразователь 2, который обеспечивает форсировку тока возбуждения. Его угол управления равен примерно 10 0 , что соответствует UB = -UBmaxcos10 0 = -0.98Umax. С момента t4 начинается торможения машины постоянного тока с отдачей энергии в сеть при заданном токе якоре.

В t5 Iв достигает своего максимального отрицательного значения и угол управления преобразователя 2 снижается до 70 0 , обеспечивая при этом номинальное напряжение и ток обмотки возбуждения.

В момент времени t6 скорость электродвигателя равна нулю. С этого момента он начинает свой разгон в обратном направлении вращения. В момент t7 скорость вращения вала достигает номинальной, а в момент t8 происходит наброс нагрузки.

Система управления электроприводом собранная по схеме 5, точно также как и собранная по схеме 4 , несмотря на используемую форсировку напряжения, имеют быстродействие значительно ниже, чем при использовании схемы реверса по якорной цепи. Хотя стоит отметить, что общее время реверса электропривода во многом зависит от механической инерционности всей системы в целом.

Источник

Изменение направления вращения двигателей постоянного тока

­Рассмотрим направления сил, действующих на проводники якоря двигателя при различных направлениях магнитного поля и тока в якоре. Из сравнения этих рисунков можно сделать вывод: чтобы изменить направление вращения двигателя, нужно изменить или направление магнитного поля, или направление тока в якоре. Если одновременно изменить и направление магнитного поля и направление тока в якоре, направление вращения двигателя не изменится. Если изменить полярность питающего напряжения в двигателях с последовательным и параллельным возбуждением, изменятся направления токов в якорях и направления магнитных полей, а направления вращения не изменятся. Чтобы изменить направление вращения двигателя, нужно переключить его обмотку возбуждения. В двигателе с независимым возбуждением обмотка возбуждения питается от отдельного источника. Поэтому, если изменить полярность напряжения, подводимого к якорю, изменится только направление тока в якоре, а направление магнитного поля останется прежним; двигатель будет вращаться в другую сторону. Никаких переключений в двигателе для изменения направления вращения делать не нужно.

Читайте также:  Сульфат бария прокалили в течение длительного времени в токе водорода

Коллекторные двигатели переменного тока. Из сказанного следует, что двигатели с последовательным или параллельным возбуждением можно питать переменным током: при изменении знака питающего напряжения направление вращения двигателя не изменяется. Однако практически по причинам, на которых мы не останавливаемся, можно питать переменным током только двигатели с последовательным возбуждением. Двигатели с последовательным возбуждением, предназначенные для питания переменным током, по конструкции несколько отличаются от двигателей постоянного тока. Они называются коллекторными двигателями переменного тока.

Интересный факт: в промышленности и строительстве для просушки или быстрого нагрева помещения часто используются электрические тепловые вентиляторы, которые обеспечивают температуру постоянного уровня и считаются наиболее популярными среди других воздушно-отопительных приборов. ­

Источник



201. Перемена направления вращения электрических двигателей (реверсирование)

Изменение направления вращения двигателей постоянного тока производится путем изменения направления тока в обмотке якоря, если остается прежним направление тока в обмотке возбуждения, или путем изменения направления тока в обмотке возбуждения, если остается прежним направление тока в обмотке якоря. Если же изменить одновременно направление тока в обмотке якоря и в обмотке возбуждения, то направление вращения двигателя не изменится.

Реверсирование двигателей постоянного тока с последовательным возбуждением можно производить путем изменения направления тока либо в обмотке якоря, либо в обмотке возбуждения.

Реверсирование двигателей с параллельным и со смешанным возбуждением производят путем изменения направления тока в обмотке якоря. Разрыв цепей параллельных обмоток возбуждения для изменения в них направления тока может привести к пробою их изоляции вследствие возникновения в них большой э. д. с. самоиндукции.

Направление вращения ротора асинхронных двигателей зависит от направления вращения магнитного поля статора. Чтобы изменить направление вращения магнитного поля статора, нужно поменять местами два любых линейных провода, подходящих к обмотке статора двигателя.

На фиг. 407, а и б схематически изображен случай перемены направления вращения асинхронного двигателя. Перемена местами проводов, соединенных с какими-либо двумя фазами статора, меняет направление вращения ротора двигателя. Для этого к двигателю ставят переключатель (фиг. 407, в).

При дистанционном (на расстоянии) управлении двигателем, когда встречается необходимость перемены направления вращения, к двигателю ставят реверсивный магнитный пускатель.

Для двигателей большой мощности реверсирование (изменение направления вращения) выполняется с помощью особого аппарата—контроллера (фиг. 408). Здесь медные сегменты, укрепленные на барабане контроллера, при повороте барабана соединяются неподвижными контактами 1—6 и производят необходимые включения, выключения и переключения.

5 Апрель, 2009 42732 ]]> Печать ]]>

Источник