Меню

Что является электрическим током в мотоцикле

Система электрооборудования мотоцикла

Чаще всего для обладателей любой техники система электропитания является темной чащей, в которой легко заблудиться, так как она живет по своим определенным законам, которые нужно четко понимать.

Систему электрооборудования можно сравнить с нервной системой организма человека. Так же как нервная система — электрическая сеть, окутывая мотоцикл, отвечает за реакцию датчиков, управляемость, контроль и многое другое. Любой неисправный блок или закоротивший провод приводит к нервному тику фары или тремору приборной панели.

Разберем основные базовые понятия из мира электрооборудования, чтобы уметь ориентироваться в ней и находить хотя бы простые неполадки.

Изначально электросеть можно поделить на группы:

  • Источники электроэнергии
  • Потребители электроэнергии
  • Центральная/первичная электросеть
  • Дополнительная/второстепенная электросеть

Источники электроэнергии

Сюда относятся аккумулятор и генератор.

Аккумулятор (не важно, кислотный или гелиевый) необходим для снабжения электричеством системы зажигания, фар, сигнализации и других потребителей энергии при неработающем двигателе, при его работе на малых оборотах или при пуске силового аппарата. К слову, аккумулятор — источник постоянного тока.

На мотоциклах с обилием электрических приборов и дополнительного оборудования, например, музыки, доп.фар или подсветки, существуют параллельные аккумуляторные батареи. Блоки питания, которые ставятся дополнительно с основным аккумулятором, питающие второстепенные приборы или сигнализацию ночью.

Генераторы обычно делят на два вида:

  • Генераторы переменного тока (альтернатор)
  • Генераторы постоянного тока (динамо)

О самих генераторах поговорим подробно отдельной статьей. В нынешнем мире генераторы постоянного тока уже давно вытеснили более простые системы переменного.

К источникам тока так же причисляют стартер, потому что он служит при запуске двигателя. Стартер получает химическую энергию от аккумулятора и преобразует его в механическую для вращения коленчатого вала двигателя.

Потребители электроэнергии

Логично, что если есть источник энергии, то должен быть и тот, кто ее потребляет. Нахлебников у аккумулятора и генератора полно.

К потребителям относятся:

  • Приборы зажигания
  • Осветительные приборы
  • Звуковые приборы
  • Сигнализация
  • Навесное дополнительное оборудование
  • Датчики

Приборы зажигания — оборудование, которое пользуется электроэнергией для создания искры, например, свечи, замок зажигания, катушки и реле.

Осветительные, звуковые приборы, сигнализация и дополнительное оборудование — любой тюнинг и необходимые для комфортной езды приборы так или иначе будут потреблять электричество, начиная от фары дальнего света и заканчивая навигатором.

Датчики — они же распределительная система, все, что касается обратной связи между работающими блоками и приборной панелью, так или иначе не может осуществить свою задачу без электроэнергии. Показатели нейтрали, информация для бортового компьютера, стоп-сигналы, датчики инжектора и многое другое, все это завязано с системой управления и нуждается в электроэнергии.

Электрическая система мотоцикла это замкнутая цепь, любые неполадки в ней чреваты долгим поиском проблемы. К первичной/центральной электро сети можно отнести источники тока и основные потребители, без которых мотоцикл не сможет функционировать, без зажигания, управляющих датчиков, регулирующих работу основных узлов, например, инжектора. К второстепенным/вторичным приборам относятся фары, сигнализация, подсветка и прочее, не влияющее на работу самого двигателя. Отталкиваясь от локации поломки, можно найти причину в сообщающихся узлах, погасшая фара не всегда вина испорченной лампочки, хотя ее стоит осмотреть первой. Но та же фара по яркости свечения поможет определить состояние аккумулятора или работу генератора.

Понимание принципов, по которым живет электрическая сеть мотоцикла, сильно выручает в дороге и при диагностике поломок. Более молодые модели мотоциклов оснащены большим количеством технологий, что делает их «умнее» и труднее для «самолечения» в домашних условиях.

Источник

узнайте, что является источником электрического тока в мотоцикле, автомобиле.

за счёт чего можно сэкономить электроэнергию в быту и на производстве.
срочно

Источником электрического тока в мотоцикле и в автомобиле,является генератор-который тот в свое время вырабатывает электрическую энергию по средством вращения индукционной катушки вырабатывающий ток.
Генератор вырабатывает энергию от вращения ремня который закреплен на двигателе.
Двигатель работает от энергии топлива.
Электроэнергию в быту и на производстве можно сэкономить на многом,перечислю:
Освещение-энергосберегающие лампы,можно сделать больше окон для освещения помещений,в коридорах можно поставить датчик на движение,что бы в темном помещении не горел постоянно свет.
В последнее время актуально природная энергия-это ветрогенераторы, солнечные панели,водонагреватели и отопители от солнечных преобразователей тепла.
Можно много чего придумать,если хорошенечко подумать о экономии электроэнергии 😉

Другие вопросы из категории

И как его изобразить и посчитать на фотографии(картинке)?

Читайте также

Вырежьте из обычной офисной бумаги цветок и загните лепестки внутрь.Поместите цветок в миску с водой согнутыми лепестками кверху и понаблюдайте за тем,что будет происходить.
Что является причиной этих изменений?
Варианты наблюдаемых явлений:
1. ничего не произошло
2.бумага набухла и утонула
3.»лепестки» цветка открылись вверх
4. «лепестки» цветка опустились ко дну
5.цветок опустился на дно,а затем всплыл
6.цветок начал вращаться
Варианты протекавших процессов:
а.разница давления на еденицу площади в воздухе и в воде
б. движение жидкости по капиллярам
в. действие Архимедовой силы
г. действие силы тяжести
д.отталкивание одноименно заряженных лепестков
е. воздействие броуновского движения молекул воды

4. Чем отличаются кристаллические вещества от аморфных? 5. В чем отличие температуры плавления Тпл от температуры кристаллизации Ткр 6. Как классифицируются электроматериалы по поведению в электриче-ском поле? 7. Чем оценивается сила взаимодействия вещества с магнитным полем? 8. Какими механическими свойствами обладают проводниковые материалы? 9. В каких единицах измеряют относительное удлинение и сужение? 10. Как рассчитывают температурный коэффициент линейного расширения? 11. Как связаны между собой удельное электрическое сопротивление и удель¬ная электрическая проводимость? 12. Какие материалы высокой проводимости вы знаете и где они применяются? 13. Какой металл является электротехническим стандартом? 14. Где используют материалы высокого сопротивления? 15. При каких условиях некоторые материалы переходят в сверхпроводящее состояние? 16. Какие материалы относятся к неметаллическим проводникам? Как их получают? 17. Что представляют собой контактолы и в чем их назначение? 18. Какие материалы используют для разрывных контактов? 19. Как наносят металлические покрытия? 20. Чем отличается собственная проводимость от примесной? 21. Какими методами получают монокристаллические полупроводники? 22. Каковы основные электрические свойства диэлектриков? 23. Какие диэлектрики относятся к органическим? 24. Какими свойствами обладают термопластичные и термореактивные ди-электрики? 25. Из чего состоят пластмассы? 26. Какие диэлектрические материалы называются пленочными? 27. Что является сырьем для синтетических каучуков? 28. Какими свойствами обладает резина? 29. Чем отличаются друг от друга лаки, эмали и компаунды? 30. Как подразделяют флюсы по действию на соединяемые поверхности? 31. Где используют стекла, ситаллы и керамику? 32. Каковы достоинства и недостатки минеральных электроизоляционных масел? 33. Чем отличаются активные диэлектрики от обычных? 34. Какими свойствами обладают магнитомягкие и магнитотвердые магнитные материалы? 35. Что представляют собой материалы для магнитных носителей информации? 36. Как получают магнитодиэлектрики? 37. Каковы магнитные свойства железа? 38. Какие стали применяют в качестве магнитотвердых материалов? 39. В чем состоят особенности пермаллоев? 40. Какова технология получения магнитодиэлектриков? 41. Какие материалы называются абразивными, каковы их свойства? 42. Из каких материалов изготавливают шлифовальники и полировальники? 43. Какие материалы используют для удаления загрязнений с подложек? 44. Какие требования предъявляют к материалам для подложек гибридно-плёночных и многокристальных интегральных схем? 45. Каковы основные свойства материалов, применяемых для изготовления корпусов микросхем? 46. Какие материалы используют для изготовления печатных плат? 47. Какими материалами металлизируют монтажные отверстия? 48. На какие типы материалов делятся вещества по электрическим свойствам? 49. На какие типы материалов делятся все вещества по магнитным свойствам? 50. Перечислите особенности полупроводников и диэлектриков. 51. Какими токами обусловлена электропроводность диэлектриков? 52. Как оцениваются потери при переменном и постоянном напряжениях? 53. Как делятся изоляционные материалы по химической природе? 54. Какие процессы происходят при пробое твердых, жидких и газообразных диэлектриков? 55. Чем отличаются трансформаторное и конденсаторное масла друг от друга? 56. Каким преимуществом обладают синтетические диэлектрики по сравнению с нефтяными электроизоляционными маслами? 57. На какие группы делятся проводники? 58. Какие материалы относят к жидким проводникам? 59. Перечислите основные параметры проводников. 60. Перечислите преимущества меди и сплавы меди. 61. Перечислите перспективы применения сверхпроводников? 62. Перечислите основные материалы высокого удельного сопротивления и укажите область их применения. 63. Перечислите сплавы для термопар. Какие требования предъявляют к термопарам? 64. Перечислите физические явления, применяемые в полупроводниках. 65. От каких факторов зависит электропроводность полупроводников? 66. Дайте определение композиционным материалам и укажите область их применения.

Что? является главным в крестьянском деле?

Источник

Что является электрическим током в мотоцикле

Источники тока мотоцикла

Под этим понятием подразумеваются устройства, вырабатывающие электрическую энергию, превращающие в электрическую другие виды энергии: химическую, механическую.

Электрическая энергия применяется для системы зажигания (воспламенения электрической искрой рабочей смеси в цилиндрах), звуковой и световой сигнализации, освещения дороги, питания контрольно-измерительных приборов и дополнительного оборудования.

Источниками тока на мотоцикле являются аккумуляторная батарея и генератор.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Аккумуляторная батарея служит для питания током потребителей, когда двигатель не работает или работает с малой частотой вращения коленчатого вала.

Действие аккумулятора основано на превращении электрической энергии в химическую (заряд) и наоборот — химической энергии в электрическую (разряд).

Аккумуляторная батарея состоит из нескольких одинаковых по своему устройству аккумуляторов, соединенных между собой последовательно.

Простейший свинцово-кислотный аккумулятор представляет собой две свинцовые пластины — положительную и отрицательную,— опущенные в электролит (раствор серной кислоты в дистиллированной воде). Пластины в виде решеток отлиты из свинца. Ячейки решеток заполнены активной массой. У положительных пластин это свинцовый сурик, у отрицательных — свинцовый глет. Между разноименными пластинами устанавливаются пористые перегородки — сепараторы. Электролит в заряженной батарее должен иметь плотность в пределах 1,26—1,28 г/см3 летом и 1,29—1,30 г/см3 зимой. При этом напряжение на каждом элементе не должно быть ниже 2 В. Если плотность электролита составляет 1,17—1,19 г/см3 — батарея разряжена наполовину. При плотности 1,10—1,12 г/см3 аккумулятор можно считать разряженным полностью и его следует зарядить. При заряде, т. е. при пропускании через аккумулятор постоянного тока, происходит электрохимическая реакция, приводящая к увеличению плотности электролита и измене» пию состава поверхностного слоя пластин. Пластина, соединенная с положительным полюсом генератора, покрывается слоем перекиси свинца, а пластина, соединенная с отрицательным полюсом, губчатым свинцом.

Читайте также:  Выходная сила тока усилителя

Если заряженный аккумулятор соединить, например, с электрической лампочкой, то она загорится. Начнется разряд аккумулятора — процесс, в результате которого выделяется электрическая энергия и происходят обратные химические превращения активной массы пластин в электролите. Плотность электролита уменьшается, а пластины покрываются налетом сернокислого свинца. После полного разряда аккумулятор тока давать не будет и должен быть снова заряжен.

Количество электричества, которое можно получить от полностью заряженного аккумулятора при его разряде до допустимых пределов, называется емкостью аккумулятора. Емкость измеряется в ампер-часах. Она зависит от количества и размера параллельно соединенных пластин. Чем больше размер и количество пластин, тем больше емкость аккумулятора.

Аккумулятор мотоцикла состоит из банки с электролитом, положительных и отрицательных пластин, отделенных одна от другой изоляционными пластинами-сепараторами.

Банка изготовляется из кислотостойкой пластмассы и имеет на дне ребра, на которые опираются пластины.

Количество запасаемой аккумулятором при заряде и отдаваемой при разряде электрической энергии (емкость батареи) зависит, как уже отмечалось, от количества активной массы, а еще больше — от размера ее поверхности, соприкасающейся с электролитом. Чтобы увеличить емкость, в аккумуляторе устанавливается по нескольку одинаковых пластин, соединенных в отрицательный и положительный полублоки. Каждый из этих полублоков имеет свою выводную клемму-штырь.

На мотоциклах «Иж» (кроме «Иж-ПС»)устанавливают аккумуляторные батареи ЗМТ -6, а на «Урал» и «Днепр» ЗМТ -12. Это значит, что в батарее 3 мотоциклетных аккумулятора емкостью б или 12 ампер-часов.

При сборке полублоков в один блок положительные пластины вставляются между отрицательными, а между пластинами помещаются сепараторы, которые изготовляются из специально обработанного дерева, микропористой пластмассы или из стекловолокна. Они предупреждают короткое замыкание пластин и в то же время свободно пропускают через себя электролит.

Собранные блоки пластин вставляются в банку. Аккумулятор закрывается сверху крышкой, имеющей два отверстия для штырей и одно отверстие с резьбой для пробки. Через это отверстие заливается электролит и контролируется его уровень. В пробке имеется вентиляционное отверстие, сообщающее полость аккумулятора с атмосферой, что необходимо для выхода газов.

Отдельные аккумуляторы при помощи перемычек (свинцовых пластин) соединяются в батарею. После сборки батареи крышки аккумуляторов заливаются кислотостойкой мастикой.

Уход за аккумуляторной батареей сводится к систематической проверке уровня и плотности электролита и очистке поверхности мастики и клемм от загрязнений.

Рис. 1. Мотоциклетная аккумуляторная батарея:
1 — сепаратор; 2 — положительные пластнны; 3—банка; 4 — перегородка банки; 5 — крышка банки; 6 — отрицательная клемма; 7 — крышка батареи; 8 — межзлементные соединения; 9 — пробка заливного отверстия; 10—резиновый упор; 11 — положительная клемма; 12 — штырь; 13 — баретка; 14 — отрицательные пластины; 15 — выступы на дне банки

В случае выкипания следует добавлять в банки только чистую дистиллированную воду (можно дождевую, но собранную не с железных крыш и не в железную посуду, годится вода из растопленной снеговой «шубы» холодильника). Если понизится плотность электролита, необходимо довести ее до рекомендованной выше.

При приготовлении электролита нужно помнить, что при смешивании воды и серной кислоты выделяется большое количество тепла. Если лить воду в кислоту, то первые же капли разлетятся стороны, как от попадания на раскаленную сковороду. Поэтому можно лить только кислоту в воду, а не наоборот. И не просто лить, а тонкой струйкой при непрерывном помешивании.

Плотность электролита определяется с помощью ареометра (кислотомера) или плотномера.

При работе с аккумулятором нельзя пользоваться открытым огнем — можёт произойти взрыв, поскольку из отверстий в банках выделяется смесь водорода с кислородом. Следует также остерегаться попадания электролита на кожу (особенно на слизистые оболочки глаз) и одежду, так как он чрезвычайно агрессивен. В случае попадания раствора кислоты на тело или одежду необходимо смочить эти места раствором аммиака или соды.

Наиболее распространенными неисправностями аккумуляторов являются: сульфатация, короткое замыкание пластин и трещины банок. Сульфатация — появление на пластинах налета сернокислого свинца — результат долгого хранения аккумулятора в разряженном состоянии. Короткое замыкание пластин происходит в результате скопления на дне банок выкрошившейся активной массы. Трещины банок, как правило,— следствие ударов, сильной тряски незакрепленных аккумуляторов.

Генератор служит для питания током потребителей и для подзарядки аккумуляторной батареи при работе двигателя.

Электрический ток может быть получен при вращении замкнутого проводника между магнитными полюсами. Затрачиваемая на это вращение механическая энергия превращается в электрическую. На этом свойстве основано устройство генератора.

На мотоциклах применяются генераторы двух типов: постоянного и переменного тока.

Генератор постоянного тока состоит из двух основных частей: статора и ротора. Статор закрепляется неподвижно в проточке картера двигателя, в нем по окружности корпуса на магнитных полюсных башмаках закреплены соединенные между собой обмотки возбуждения. На статоре же находятся токосъемные щетки, сколь-вящие по коллектору ротора. Коллектор представляет собою набор изолированных друг от друга контактных пластин.

При вращении ротора его обмотки пересекают магнитное поле лолюсов статора, возникает электрический ток, который с пластин коллектора (каждая пластина соединена со своей петлей обмотки ротора) снимается токосъемниками — щетками.

При малой скорости вращения коленчатого вала и, следовательно, ротора, закрепленного либо на правой цапфе вала (мотоциклы «Иж», «Ява»), либо связанного с валом шестеренчатой передачей («Урал», «Днепр»), генератор вырабатывает ток низкого напряжения. Чем больше скорость вращения, тем выше напряжение.

Чтобы сгладить эти пульсации, в дополнение к генераторам постоянного тока ставят приборы — реле-регуляторы, о которых подробно будет сказано ниже. Пока важно усвоить, что эти приборы ограничивают напряжение, вырабатываемое генератором, на любых режимах и дают возможность подзаряжать на ходу аккумуляторную батарею.

Рассмотрим конструкцию двух генераторов постоянного тока наиболее распространенных типов.

На четырехтактных мотоциклах «Урал» и «Днепр» устанавливаются генераторы постоянного тока. В них используются не постоянные магниты, а электромагниты, в которых магнитное поле увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Устройство генератора Г-414 (мотоциклы «Урал» и «Днепр») показано на рис. 2.

Рис. 2. Генератор Г-414:
1 — крышка генератора; 2 — якорь; 3— корпус генератора; 4 — обмотка возбуждения; 5 — полюс электромагнита; 6 — щеткодержатель; 7 — коллектор

Якорь (ротор) состоит из стального вала с сердечником и пазами, в которых помещены секции обмотки. Сердечник собран из тонких, изолированных друг от друга пластин мягкого трансформаторного железа. Концы секций припаяны к пластинам коллектора.

Коллектор состоит из отдельных изолированных медных пластин. Он предназначен для приема тока при помощи графитовых щеток, а также для выпрямления переменного тока, возбуждаемого в обмотке якоря. Клемма «Ш»(«шунт») генератора соединена с клеммой «УИ» («масса») реле-регулятора, клемма «Я» («якорь») одним проводом с клеммой «Я» реле-регулятора, а другим с центральным переключателем на фаре. Генератор крепится на верхней части двигателя мотоцикла.

Генератор крепится справа под крышкой картера двигателя. Клеммы «Я», «Ш», «М» (обозначения те же, что и выще) генератора соединены с соответствующими клеммами реле-регулятора, клемма «Я» («прерыватель») с клеммой катушки зажигания С 1975 г. Киевский и Ирбитский мотоциклетные заводы выпускают мотоциклы «Днепр» МТ10 и «Урал» М-67 с 12-вольтсвой систе мой электрооборудования. Этим самым увеличена сила света фар габаритных и сигнальных фонарей, сила звукового сигнала. Ус1 тановлен новый генератор Г-424, две последовательно соединенные батареи ЗМТ -6, реле-регулятор РР-330.

Рис. 3. Генератор Г-36М7:
1 — прерыватель; 2 — кулачок; 3— якорь; 4— статор; 5 — полюс; бкатушка возбуждения; 7 — конденсатор; 8 — щеткодержатель; 9 — клеммник; 10 — коллектор якоря

Еще раньше, с 1974 г., впервые в отечественной практике на такую систему перешел ижевский завод. На мотоцикле «Иж-Планета-спорт» установлен новый 12-вольтовый генератор переменного тока Иж-ГШ со встроенным выпрямителем, подающим в систему выпрямленный ток и снабжающий электроэнергией 12-вольтовую аккумуляторную батарею.

Генераторы постоянного тока устанавливают на мотоцикле обязательно с регуляторами напряжения, так как при повышении скорости вращения коленчатого вала двигателя может создаться опасное напряжение, превышающее допустимое для потребителей.

Для предохранения батареи аккумуляторов от разряда через генератор при малой скорости вращения вала двигателя устанавливается реле обратного тока.

Регулятор напряжения — это, как правило, электромагнитный прибор вибрационного типа, осуществляющий двухступенчатое регулирование. Рассмотреть его работу можно на примере реле СБ-32, предназначенного для мотоциклов «Иж-П2» и «Иж-Ю2»,

При неработающем двигателе контакт усилием плоской пружины прижат к контакту, соединенному с массой генератора.

Рис. 4. Схема реле-регулятора СБ-22:
1, 4 — изолирующие проклгдки; 2 — вибратор; 3 — пластинчатая пружина; о — корпус генератора; 6, 8, 12 — неподвижные контакты; 7, 13 — подвижные контакты; 9 — обмотка возбуждения генератора; 10 — добавочное сопротивление; 11 — шунтован обмотка; 14—корпус реле-регулятора; 15 —. пружина; 16 — якорек реле обратного тока; 17 — сериесная обмотка

Когда генератор включается в работу, ток через реле идет по пути наименьшего сопротивления, он быстро подмагничивает обмотки возбуждения генератора и от этого быстро растет напряжение

С ростом напряжения шунтовая обмотка намагничивает сердечник до такой степени, что контакт подтянется к корпусу, разомкнётся с контактом. Ток пойдет уже по новому пути — через дополнительное сопротивление 10. В результате напряжение снизится. Естественно, тут же ослабнет действие электромагнита, вибратор отойдет в прежнее положение и замкнет контакты. Так работает первая ступень.

С ростом частоты вращения коленчатого вала двигателя напряжение, однако, будет расти все больше, и тогда вибратор подтянется в крайнее правое положение, контакты замкнутся. Обмотка возбуждения генератора замкнется накоротко, генератор прекратит подачу тока. Это произойдет на мгновение, потому что тут же исчезнет магнитное действие сердечника, и вибратор разомкнет контакты. Так действует вторая ступень.В процессе работы число колебаний вибратора достигает 50 в секунду и тем обеспечивается достаточная стабильность напряжения.

Реле обратного тска предназначено для автоматического включения генератора в сеть, когда его напряжение станет больше, чем аккумулятора, и отключения, когда оно будет меньше.

При неработающем генераторе контакты разомкнуты. Тем самым разорвана и цепь генератор — аккумулятор.

С началом работы, как только напряжение генератора достигнет величины 6,3—6,5 В, т. е. превысит напряжение батареи, шунтовая обмотка намагнитит сердечник и вибратор замкнет контакты. Ток через сериесную (последовательную) обмотку пойдет от генератора к аккумулятору. Начнется заряд последнего.

Читайте также:  После удара током болит палец

Если напряжение генератора станет меньше, чем батареи, ток в сериесной обмотке изменит направление на противоположное, отчего ослабится действие электромагнита. Вибратор под действием пружины отойдет в исходное положение, контакты разомкнутся.

В процессе эксплуатации реле-регулятор, как правило, ухода не требует. Если же нарушится его регулировка, без точных приборов ее восстановить не удастся и придется обращаться к специалисту.

На мотоциклах ковровского и минского заводов устанавливаются генераторы переменного тока. Они меньше по размеру, проще по устройству. Работают такие генераторы самостоятельно, без аккумуляторной батареи.

Принцип их действия тот же, что и у генераторов постоянного тока. Но здесь корпус статора изготовлен из стали и имеет восемь полюсов, на каждый из которых надета катушка. А ротор — это постоянный магнит. При вращении магнита его силовые линии пересекают обмотки катушек и в них индуцируется ток.

У генератора Г-38, например, три катушки, соединенные последовательно, предназначены для системы зажигания, а остальные пять —для освещения и сигнализации. В других генераторах соединение может быть иным.

Отсутствие коллектора и щеток делает генераторы переменного тока весьма нетребовательными к уходу и очень надежными в работе.

Рис. 5. Генератор переменного тока:
1 — передняя крышка; 2 — кулачок прерывателя; 3 — обмотка статора; 4 — носок коленчатого вала; 5 — ротор; 6 — статор

На передней крышке статора любого генератора закрепляется прерыватель, состоящий из подвижного и неподвижного контактов.

Напряжение, вырабатываемое генератором переменного тока, не регулируется. Обмотки подобраны таким образом, что с увеличением скорости вращения ротора напряжение на клеммах изменяется в достаточно узких пределах за счет увеличения индуктивного сопротивления обмоток.

Источник

Что является электрическим током в мотоцикле

Источниками тока на мотоциклах служат генератор и аккумуляторная батарея — они превращают, соответственно, механическую и химическую энергию в электрическую. Потребителями тока являются системы зажигания, освещения и сигнализации, а также устанавливаемые на многие мотоциклы электростартер, электровентилятор системы охлаждения двигателя и другие вспомогательные приборы.

Аккумуляторная батарея обеспечивает током потребители (в том числе пуск электростартером), когда двигатель мотоцикла не работает. При этом батарея разряжается; ее заряд происходит во время работы двигателя за счет тока, поступающего от генератора.

Состоит батарея из нескольких аккумуляторов, соединенных последовательно. Поскольку на абсолютном большинстве мотоциклов применяется электрооборудование, рассчитанное на напряжение 12 В (вместо устаревшего на 6 В), число аккумуляторов равно шести при напряжении каждого элемента около 2 В. Широко распространены свинцово-кислотные аккумуляторы, у которых пластины в виде свинцовых решеток, заполненных активной массой, расположены в корпусе (банке), залитом сернокислотным электролитом. Пластины отделены друг от друга сепаратором из химически инертного материала, позволяющего электролиту и электрическому току проникать сквозь него.

Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея

1 — положительный токоотвод (пластина из свинца);
2 — положительный электрод;
3 — пластина в конверте-сепараторе;
4 — отрицательный токоотвод;
5 — отрицательный электрод;
6 — блок положительных электродов;
7 — межэлементное соединение;
8 — крышка батареи;
9 — корпус из кислотоупорного материала, заполненный электролитом;
10 — выводные клеммы;
11 — блок электродов в сборе;
12 — блок отрицательных электродов

Для нормальной работы свинцово-кислотного аккумулятора полости его банок должны сообщаться с атмосферой, поскольку при заряде выделяются газы; кроме того, часть воды из состава электролита может выкипать. Такие батареи нуждаются в контроле уровня электролита и его плотности. В настоящее время получают распространение так называемые необслуживаемые аккумуляторные батареи.

Количество электрической энергии, которую может выдать потребителям полностью заряженная аккумуляторная батарея, называется ее емкостью и измеряется в ампер-часах. Энерговооруженный мотоцикл с большим рабочим объемом двигателя и оснащенный электростартером, нуждается в батарее емкостью 14–20 А•ч и более, в то время как для мотоцикла без электропуска вполне достаточно батареи емкостью 4–9 А•ч.

При работе двигателя питание потребителей электрическим током и заряд аккумуляторной батареи осуществляет генератор. Принцип его действия основан на явлении электромагнитной индукции — при пересечении магнитного поля витком провода в последнем возникает электрический ток. Магнитное поле создается либо постоянными магнитами, либо электромагнитом, обмотку которого называют обмоткой возбуждения генератора. В любом генераторе различают два узла: подвижный — ротор и неподвижный — статор. Мощности генераторов современных мотоциклов различны: 90 Вт («Минск», «Сова»), 140 Вт («Иж»), 420 Вт («Урал-Волк»), у зарубежных моделей встречаются и более мощные генераторы.

Существует два типа генераторов: постоянного тока (динамо) и переменного тока (альтернатор).

Генераторы постоянного тока — коллекторные машины, они из-за низкой удельной мощности в настоящее время на мотоциклах не применяются. Исключение составляет генератор «Тулы» и «Муравья», где он одновременно выполняет роль электростартера (такой комбинированный узел называется династартером).

Генераторы переменного тока отличаются количеством фаз (одно- и трехфазные), способом образования магнитного поля (постоянными магнитами или электрическим током) и видом ротора. В однофазных генераторах переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов на статоре расположено несколько катушек, соединенных последовательно или группами по две катушки. Обычно одна группа катушек питает систему зажигания, другая — через выпрямитель и регулятор напряжения — все остальные потребители тока (в том числе подзаряжает аккумуляторную батарею). При этом напряжение, подводимое к цепи системы зажигания, не выпрямляется и может быть более 12 В (например, порядка 160 В у мотоциклов производства ЗиД).

Однофазный генератор переменного тока с возбуждением от постоянного магнита

а — возникновение электрического тока в магнитном поле;
б — устройство альтернатора «Сова»;
1 — ротор с постоянными магнитами;
2 — статор;
3 — обмотки освещения;
4 — обмотки системы зажигания

В трехфазных генераторах переменного тока с возбуждением от электромагнитов ток из обмоток, расположенных на статоре и соединенных по схеме «звезда» или «треугольник», подается к выпрямителю и затем поступает к потребителям, в том числе к системе зажигания. Выпрямитель (обычно в виде «моста» на шести диодах) может быть как встроенного типа («Урал»), так и в виде отдельного блока («Иж»).

Трехфазный генератор переменного тока с возбуждением от электромагнита («Иж-Юпитер-5»)

1 — выпрямитель и регулятор напряжения (БПВ-14-10);
2 — ротор;
3 — статор с обмотками;
4 — щетки;
5 — кулачок контактной системы зажигания;
6 — контакты системы зажигания

Ротор часто изготавливают в виде монолита с расположенными внутри постоянными магнитами. Существует две разновидности таких генераторов, различающихся взаимным расположением катушек статора и ротора. У одних генераторов ротор расположен внутри статора («Сова»), у других — вне его («Иж-Планета-5»); последнюю разновидность называют генератором маховичного типа, или маховичным.

Маховичный генератор переменного тока («Иж-Планета-5»)

1 — статор с катушками, закрепляемыми на крышке картера;
2 — маховичный ротор с постоянными магнитами;
3 — магнит датчика системы элетронного зажигания;
4 — датчик

Чаще всего генераторы устанавливают внутри картера, причем ротор непосредственно закреплен на цапфе коленчатого вала. У некоторых мотоциклов («Урал», «Днепр») генератор имеет отдельный корпус и приводится от коленчатого вала посредством шестерен.

Трехфазный генератор переменного тока мотоцикла «Урал-Волк»

а — установка на двигателе (привод осуществляется шестернями от ГРМ);
б — деталировка;
1 — задняя крышка;
2 — корпус с обмотками, встроенным выпрямителем и регулятором напряжения;
3 — ротор с обмоткой возбуждения;
4 — передняя крышка с подшипником и вентилятором

Широко распространена конструкция генератора переменного тока с возбуждением от электромагнитов, в которой ротор выполняют разборным, состоящим из двух клювообразных полюсных наконечников и обмотки возбуждения внутри. В последнем случае ток к обмотке подводится через две медно-графитовые щетки, скользящие по контактным кольцам ротора.

«Клювообразный» ротор («Иж-Юпитер-5»)

1 — контактные кольца;
2 — полюсные наконечники («клювы»);
3 — обмотка возбуждения;
4 — щетки

У генераторов любого типа с ростом частоты вращения коленчатого вала увеличивается вырабатываемое напряжение. Для его ограничения применяют разного рода полупроводниковые регуляторы. У генераторов с обмотками возбуждения регуляторы напряжения управляют током в этих обмотках (блок БПВ-14-10 мотоциклов «Иж»): как только напряжение становится выше нормы (14 В), регулятор уменьшает ток, идущий через обмотку возбуждения.

Схема цепи с трехфазным генератором переменного тока с возбуждением от электромагнита («Иж-Юпитер-5»)

1 — замок зажигания;
2 — регулятор напряжения и выпрямитель БПВ-14-10;
3 — обмотки генератора;
4 — контакты прерывателя;

5 — генератор с прерывателем;
6 — предохранитель;
7 — аккумуляторная батарея;
8 — потребители тока

В генераторах с постоянными магнитами стабилизатор ограничивает ток, подаваемый к потребителям, рассеивая излишки энергии в виде тепла (БКС мотоциклов производства ЗиД).

Схема цепи с однофазным генератором переменного тока с возбуждением от постоянного магнита («Сова»)

1 — замок зажигания;
2 — блок коммутации- стабилизации (БКС); обмотки зажигания;
3 — статор генератора;

4 — ротор с постоянными магнитами;
5 — потребители тока

Генераторы с постоянными магнитами, в отличие от генераторов с обмоткой возбуждения, для начала работы не нуждаются во внешнем источнике тока (аккумуляторе). Однако по действующим в Европе нормам мотоцикл должен иметь стояночный свет (при неработающем двигателе), поэтому там мотоциклы и с такими генераторами оборудуют аккумуляторными батареями. В России подобных требований нет, и в состав электрооборудования некоторых мотоциклов (семейства «Минск» и ЗиД) батарея не входит. Все приборы освещения и сигнализации в таких случаях потребляют переменный ток.

Основная неисправность генераторов — малый вырабатываемый ток (или вообще прекращение работы) — возникает из-за ухудшения контакта в щеточном узле, обрыва обмоток или ослабления (окисления) наконечников проводов. Аккумуляторная батарея (кроме необслуживаемой) теряет емкость при нарушении уровня и плотности электролита, окислении выводных штырей и наконечников проводов. К неисправностям регуляторов напряжения относится поддержание слишком низкого или высокого напряжения в сети.

Источник



Источники тока

При работе двигателя внутреннего сгорания электроэнергия требуется для питания приборов освещения, зажигания, звуковой и световой сигнализации и специального назначения. Источником электроэнергии на мотоциклах является генератор постоянного тока с реле-регулятором напряжения или генератор переменного тока, а также аккумуляторная батарея и магнето.

На большинстве отечественных мотоциклов используется шестивольтовый генератор постоянного и переменого тока и аккумуляторная батарея.

Магнето — специальный генератор тока высокого напряжения. Он применяется на мотоциклах для питания системы зажигания и цепи освещения.

Магнето устанавливается на мотоциклах, имеющих раздельные источники тока.

Магдино — комбинированный источник тока, объединяющий магнето и генератор. Применяется оно с генератором постоянного и переменного тока (упрощенное магдино).

Читайте также:  Сечение шунта по току

В последнее время в качестве источников тока для системы зажигания и освещения на мотоциклах стали использоваться генераторы переменного тока без аккумулятора («Ковровец-175», «Восход»).

Генератор постоянного тока — это машина, преобразующая механическую энергию в электрическую. Работу генератора можно понять, рассматривая явления, происходящие при вращении в магнитном поле рамки из проводника. Рамка, вращаясь в магнитном поле между полюсами магнита, пересекает магнитные силовые линии, в результате чего в ней индуктируется электрический ток. Чем больше число оборотов рамки, тем большее количество магнитных силовых линий она пересекает, и, следовательно, в ней возбуждается больший ток.

Количество пересекаемых рамкой силовых линий зависит также от положения ее в магнитном поле. При вертикальном положении рамки это количество равно нулю, следовательно, и ток в ней равен нулю; при горизонтальном положении — достигнет максимума.

Каждая сторона рамки за один оборот, двигаясь от одного полюса к другому, проходит дважды через нулевое положение, при этом направление тока в ней всякий раз меняется.

Для обеспечения во внешней цепи тока постоянного направления каждую ветвь рамки присоединяют к разным контактным полукольцам (коллектору), с которых ток через щетки подается к потребителю. При изменении направления тока в ветвях рамки меняется соответственно и щетка, к которой прикасается коллекторная пластина (рис. 35).

Рис. 35. Схема простейшего генератора: 1 - щетки коллектора; 2 - коллекторные полукольца
Рис. 35. Схема простейшего генератора: 1 — щетки коллектора; 2 — коллекторные полукольца

Когда ветвь рамки находится у северного полюса магнита, с ее коллекторной пластины снимает ток одна щетка, когда же она оказывается у южного полюса и меняется направление тока, коллекторная пластина прикасается к другой щетке. В результате ток течет во внешней цепи все время в одном направлении, т. е. коллектор является выпрямляющим устройством.

Существуют генераторы различных типов, однако в принципе они отличаются по способу включения добавочного сопротивления в цепь обмотки возбуждения.

На мотоциклах ИЖ-Ю и ИЖ-П устанавливаются шестиполюсные шунтовые генераторы постоянного тока типа Г-36 мощностью 45 в (рис. 36).

Рис. 36. Генератор постоянного тока Г-36: 1 - корпус; 2 - обмотка возбуждения; 3 - щетка; 4 - якорь; 5 - коллектор; 6 - обмотка якоря; 7 - прерыватель; 5 - кулачок; 9 - конденсатор
Рис. 36. Генератор постоянного тока Г-36: 1 — корпус; 2 — обмотка возбуждения; 3 — щетка; 4 — якорь; 5 — коллектор; 6 — обмотка якоря; 7 — прерыватель; 5 — кулачок; 9 — конденсатор

На генераторах типа Г-414, Г-36М сопротивление 10 включено между концом обмотки возбуждения и массой (рис. 37).

Рис. 37. Схема реле-регулятора СБ-32: 1, 4 - изолирующие прокладки; 2 - вибратор; 3 - пластинчатая пружина; 5 - корпус генератора; 6, 18, 12 - неподвижные контакты; 7, 13 - подвижные контакты; 9 - обмотка возбуждения генератора; 10 - добавочное сопротивление; 11 - шунтовая обмотка; 14 - корпус реле-регулятора; 15 - пружина; 16 - якорек реле обратного тока; 17 - сериесная обмотка
Рис. 37. Схема реле-регулятора СБ-32: 1, 4 — изолирующие прокладки; 2 — вибратор; 3 — пластинчатая пружина; 5 — корпус генератора; 6, 18, 12 — неподвижные контакты; 7, 13 — подвижные контакты; 9 — обмотка возбуждения генератора; 10 — добавочное сопротивление; 11 — шунтовая обмотка; 14 — корпус реле-регулятора; 15 — пружина; 16 — якорек реле обратного тока; 17 — сериесная обмотка

Генератор состоит из корпуса с шестью полюсными башмаками, на которых находятся катушки с обмотками возбуждения, соединенные между собой последовательно и со щетками параллельно. Такие генераторы называются шунтовыми. Корпус с полюсными башмаками изготовлен из стали с остаточным магнетизмом. На якоре из мягкого железа намотаны секциями провода, составляющие обмотку якоря, концы которых припаяны к пластинам коллектора. На конце якоря установлен кулачок прерывателя. Положение его должно быть строго ориентировано по отношению к коленчатому валу или, точнее, к поршню в цилиндре.

Вал якоря и кулачок прерывателя крепятся к полуоси коленчатого вала болтом.

На мотоциклах К-750М и М-63 последних выпусков устанавливаются генераторы Г-402, Г-414 мощностью 65 в.

Реле-регулятор (см. рис. 37) — это комбинированный прибор, выполняющий работу регулятора напряжения и реле обратного тока. Регулятор напряжения предназначен для автоматического поддержания постоянного напряжения в сети на всех режимах работы генератора, начиная с 1000-1200 об/мин.

Назначение реле обратного тока — автоматически включать генератор в сеть, когда его напряжение будет больше напряжения аккумуляторной батареи, и отключать, когда оно будет меньше.

Рассмотрим принцип действия двухступенчатого реле-регулятора СБ-32, предназначенного для работы с генераторами типа Г-36М1, Г-36М2.

Регулятор напряжения и реле обратного тока имеют общий электромагнит с двумя обмотками: токовой (сериесной) и напряжения (шунтовой). С одной стороны прибора установлен вибратор регулятора напряжения, который в верхней части имеет двусторонний контакт. От корпуса вибратор изолирован прокладками 1 и 4.

При неработающем двигателе контакт 7 пружиной прижат к контакту 6, соединенному с массой генератора. Если генератор действует на малых оборотах, контакты остаются замкнутыми на массу. Ток в обмотку возбуждения генератора проходит мимо добавочного сопротивления, что способствует быстрому нарастанию напряжения в генераторе. С ростом оборотов генератора через шунтовую обмотку пройдет ток, достаточный для намагничивания сердечника до такой степени, чтобы произошло подтягивание вибратора и разрыв его контактов с массой. Ток в обмотку возбуждения генератора пройдет через дополнительное сопротивление, в результате чего напряжение генератора снизится. Это вызовет ослабление намагничивания электромагнита, и вибратор под действием пружины вернется в исходное положение, а двусторонний контакт снова замкнется на массу. Это первая ступень работы регулятора напряжения. При больших оборотах генератора, когда напряжение в сети превысит допустимый предел, электромагнит реле-регулятора настолько намагнитится, что вибратор подтянется до замыкания его контакта 7 с контактом 8, соединенным с клеммой генератора. Тогда обмотка возбуждения будет замкнута накоротко, генератор на небольшой промежуток времени прекратит подачу тока, намагничивание электромагнита прекратится и вибратор регулятора напряжения под действием усилия пружины вернется в исходное положение. Так завершится цикл работы регулятора на второй ступени.

У реле обратного тока в состоянии покоя контакты 12 и 13 разомкнуты, вследствие чего цепь генератор — аккумулятор также разомкнута.

С началом работы двигателя, когда напряжение генератора достигнет 6,0-6,4 в, т. е. превысит напряжение аккумулятора, ток, проходя через шунтовую обмотку, намагнитит сердечник и подтянет к нему вибратор. Контакты 12 и 13 сомкнутся, а аккумулятор через сериесную обмотку будет присоединен к генератору. Начнется зарядка батареи.

При понижении оборотов якоря генератора в момент, когда напряжение последнего станет меньшим, чем батареи, ток через токовую сериесную обмотку реле пойдет в обратном направлении: от батареи к генератору, уменьшая намагничивание сердечника. Вибратор реле под действием пружины отойдет в исходное положение, и контакты разомкнутся. Цепь прервется, и разрядки аккумулятора не произойдет.

Генератор переменного тока (рис. 38) прост по устройству; при зажигании от него не требуется аккумулятора, поэтому он широко применяется на мотоциклах последних выпусков (М-105, «Восход» и ВП-150).

Рис. 38. Генератор переменного тока: 1 - передняя крышка; 2 - кулачок прерывателя; 3 - обмотка статора; 4 - носок коленчатого вала; 5-ротор; 6 - статор
Рис. 38. Генератор переменного тока: 1 — передняя крышка; 2 — кулачок прерывателя; 3 — обмотка статора; 4 — носок коленчатого вала; 5-ротор; 6 — статор

Мотоциклы «Ковровец-175А», «Ковровец-176Б и В» имеют генераторы Г-38 или Г-401А, «Восход» — Г-411.

Генератор переменного тока состоит из двух основных частей — статора и ротора. На передней крышке статора установлены прерыватель и конденсатор. Корпус статора изготовлен из стали и имеет восемь полюсов. На полюсы надеты восемь катушек, из них три для цепи зажигания и пять для .цепи освещения (генератор Г-38), или четыре катушки для цепи зажигания и четыре для цепи освещения, соединенные в две параллельные цепи (генераторы Г-401 и Г-401А), а в генераторе Г-411-в три параллельные цепи (освещения, зажигания и сигнала заднего тормоза). Статор прикреплен к картеру двигателя при помощи трех лапок, имеющих прорези для винтов. В их пределах можно поворачивать статор для регулировки опережения зажигания.

На генераторе Г-38 передняя крышка прикреплена к статору винтами и поворачивается вместе с прерывателем. На генераторах Г-401 и Г-401А крышка на прессована неподвижно, а прерыватель может быть по вернут относительно статора для регулировки его положения в момент разрыва контактов.

Катушки цепи зажигания статора, как и катушки цепи освещения, соединены между собой последовательно Начало обмотки цепи зажигания подключено к контактной стойке прерывателя, к которой присоединены конденсатор и провод, идущий к катушке зажигания. Конец обмотки цепи освещения выведен на клемму (расположенную на катушке статора), которая соединена с сигналом и переключателем света.

Ротор представляет собой восьмиполюсный постоянный магнит с укрепленными на нем наконечниками из мягкой стали, насаженной на коническую цапфу коленчатого вала. На торце вала установлен кулачок прерывателя. Кулачок и ротор прикреплены к цапфе центральным болтом.

Генераторы Г-401 и Г-401А поддерживают напряжение в цепи освещения (если включен дальний свет и задний фонарь) при 3000 об/мин не ниже 6 в и 500 об/мин не выше 8 в.

Аккумуляторной батареей (рис. 39) называется прибор, который при зарядке от источника постоянного тока накапливает электрическую энергию, превращая ее в химическую. Во время разрядки происходит обратный процесс, и поэтому аккумуляторная батарея служит источником электрического тока.

Рис. 39. Аккумуляторная батарея: 1 - перемычка; 2 - пробки заливных отверстии; 3 - клеммы; 4 - крышка банки; 5 - отрицательные пластины; 6 - положительные пластины; 7 - сепараторы; 8 - банка аккумуляторной батареи
Рис. 39. Аккумуляторная батарея: 1 — перемычка; 2 — пробки заливных отверстии; 3 — клеммы; 4 — крышка банки; 5 — отрицательные пластины; 6 — положительные пластины; 7 — сепараторы; 8 — банка аккумуляторной батареи

На мотоциклах К-750, М-62 устанавливаются шестивольтовые аккумуляторные батареи типа ЗМТ-14, на ИЖ-П и ИЖ-Ю — ЗМТ-7 или ЗМТ-6. Цифры показывают емкость аккумуляторной батареи в ампер-часах.

Банка аккумуляторной батареи изготовляется из пластмассы или эбонита и делится двумя перегородками на три отсека. Каждый отсек является отдельным аккумулятором, состоящим из положительных и отрицательных свинцовых пластин. Отрицательные пластины расположены с обеих сторон положительной (отрицательных на одну больше, чем положительных).

Пластины в виде решеток отливаются из свинца с небольшим содержанием сурьмы. Через отверстия решеток заполняется активная масса. Активная масса положительных пластин изготовляется из свинцового сурика, отрицательных — из свинцового глета.

Между пластинами помещаются сепараторы, сделанные из специальной древесины или пластмассы (пористого эбонита, полихлорвинила). В верхней части каждого аккумулятора находится заливное отверстие с пробкой. В пробке имеется отверстие для выпуска газов.

Помещенные в банку пластины заливаются раствором электролита, состоящим из химически чистой серной кислоты и дистиллированной воды.

Напряжение заряженного аккумулятора должно быть больше 2 в. Батарея состоит из трех аккумулятоторов, соединенных последовательно (плюс одного аккумулятора с минусом другого); суммарное напряжение батареи составит 6 в.

Электролит в заряженной батарее, в зависимости от климатических условий, должен иметь плотность в пределах 1,25-1,28 летом и 1,29-1,30 зимой. При плотности электролита 1,10-1,12 аккумулятор полностью разряжен, его следует срочно зарядить в зарядной мастерской.

Источник