Автоматический выключатель для защиты электродвигателя — как правильно подобрать?
При подборе автоматических выключателей, способных защитить электрические моторы от повреждения в результате КЗ или чрезмерно высоких нагрузок, необходимо учитывать большую величину пускового тока, нередко превышающую номинал в 5-7 раз. Наиболее мощным стартовым перегрузкам подвержены асинхронные силовые агрегаты, обладающие короткозамкнутым ротором. Поскольку это оборудование широко применяется для работы в производственных и бытовых условиях, то вопрос защиты как самого устройства, так и питающего кабеля очень актуален. В этой статье речь пойдет о том, как правильно рассчитать и выбрать автомат защиты электродвигателя.
Задачи устройств для защиты электродвигателей
Бытовую электротехнику от пусковых токов большой величины в сетях обычно защищают с помощью трехфазных автоматических выключателей, срабатывающих через некоторое время после того, как величина тока превысит номинальную. Таким образом, вал мотора успевает раскрутиться до нужной скорости вращения, после чего сила потока электронов снижается. Но защитные устройства, используемые в быту, не имеют точной настройки. Поэтому выбор автоматического выключателя, позволяющего защитить асинхронный двигатель от перегрузок и сверхтоков короткого замыкания, более сложен.
Современные автоматы для защиты двигателя нередко устанавливаются в общем корпусе с пускателями (так называются коммутационные устройства запуска мотора). Они предназначены для выполнения следующих задач:
- Защита устройства от сверхтока, возникшего внутри мотора или в цепи подачи электропитания.
- Предохранение силового агрегата от обрыва фазного проводника, а также дисбаланса фаз.
- Обеспечение временной выдержки, которая необходима для того, чтобы мотор, вынужденно остановившийся в результате перегрева, успел охладиться.
Управляющая и защитная автоматика для двигателя на видео:
- Отключение установки, если нагрузка перестала подаваться на вал.
- Защита силового агрегата от долгих перегрузок.
- Защита электромотора от перегрева (для выполнения этой функции внутри установки или на ее корпусе монтируются дополнительные температурные датчики).
- Индикация рабочих режимов, а также оповещение об аварийных состояниях.
Необходимо также учитывать, что автомат для защиты электродвигателя должен быть совместим с контрольными и управляющими механизмами.
Расчет автомата для электродвигателя
Еще недавно для защиты электрических моторов использовалась следующая схема: внутри пускателя устанавливался тепловой регулятор, подключенный последовательно с контактором. Этот механизм работал таким образом. Когда через реле в течение длительного времени проходил ток большой величины, происходил нагрев установленной в нем биметаллической пластины, которая, изгибаясь, прерывала контакторную цепь. Если превышение установленной нагрузки было кратковременным (как бывает при запуске двигателя), пластинка не успевала нагреться и вызвать срабатывание автомата.
Внутреннее устройство автомата защиты двигателя на видео:
Главным минусом такой схемы было то, что она не спасала агрегат от скачков напряжения, а также дисбаланса фаз. Сейчас защита электрических силовых установок обеспечивается более точными и современными устройствами, о которых мы поговорим чуть позже. А теперь перейдем к вопросу о том, как производится расчет автомата, который нужно установить в цепь электромотора.
Чтобы подобрать защитный автоматический выключатель для электроустановки, необходимо знать его времятоковую характеристику, а также категорию. Времятоковая характеристика от номинального тока, на который рассчитан АВ, не зависит.
Чтобы автоматический выключатель не срабатывал каждый раз при запуске мотора, величина пускового тока не должна быть больше той, которая вызывает моментальное срабатывание аппарата (отсечка). Соотношение тока запуска и номинала прописывается в паспорте оборудования, максимально допустимое – 7/1.
Производя расчет автомата практически, следует использовать коэффициент надежности, обозначаемый символом Kн. Если номинальный ток устройства не превышает 100А, то величина Kн составляет 1,4; для больших значений она равна 1,25. Исходя из этого, значение тока отсечки определяется по формуле Iотс ≥ Kн х Iпуск. Автоматический выключатель выбираем в соответствии с рассчитанными параметрами.
Еще одна величина, которую необходимо учитывать при подборе, когда автомат монтируется в электрощитке или специальном шкафу – температурный коэффициент (Кт). Это значение составляет 0,85, и номинальный ток защитного устройства при подборе следует умножать на него (In/Кт).
Современные устройства электрозащиты силовых агрегатов
Большой популярностью пользуются модульные мотор-автоматы, представляющие собой универсальные устройства, которые успешно справляются со всеми функциями, описанными выше.
Кроме этого, с их помощью можно производить регулировку параметров отключения с высокой точностью.
Современные мотор-автоматы представлены множеством разновидностей, отличающихся друг от друга по внешнему виду, характеристикам и способу управления. Как и при подборе обычного аппарата, нужно знать величину пускового, а также номинального тока. Кроме этого, надо определиться, какие функции должно выполнять защитное устройство. Произведя нужные расчеты, можно покупать мотор-автомат. Цена этих устройств напрямую зависит от их возможностей и мощности электрического мотора.
Особенности защиты электрических двигателей в производственных условиях
Нередко при включении устройств, мощность которых превышает 100 кВт, напряжение в общей сети падает ниже минимального. При этом отключения рабочих силовых агрегатов не происходит, но количество их оборотов снижается. Когда напряжение восстанавливается до нормального уровня, мотор начинает заново набирать обороты. При этом его работа происходит в режиме перегрузки. Это называется самозапуском.
Самозапуск иногда становится причиной ложного срабатывания АВ. Это может произойти, когда до временного падения напряжения установка в течение длительного времени работала в обычном режиме, и биметаллическая пластина успела прогреться. В этом случае тепловой расцепитель иногда срабатывает раньше, чем напряжение нормализуется. Пример падения напряжения в электросети автомобиля на следующем видео:
Чтобы предотвратить отключение мощных заводских электромоторов при самозапуске, используется релейная защита, при которой в общую сеть включаются токовые трансформаторы. К их вторичным обмоткам подключаются защитные реле. Эти системы подбираются методом сложных расчетов. Приводить здесь мы их не будем, поскольку на производстве эту задачу выполняют штатные энергетики.
Заключение
В этом материале мы подробно осветили тему защитных устройств для электрических двигателей, и разобрались с тем, как подобрать автомат для электромотора и какие параметры при этом должны быть учтены. Наши читатели могли убедиться, что расчеты, которые производятся при этом, совсем несложны, а значит, подобрать аппарат для сети, в которую включен не слишком мощный силовой агрегат, вполне можно самостоятельно.
Источник
Автоматические выключатели для защиты двигателей
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV2 2.5А 3P, термомагнитный расцепитель
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV3 50А 3P, термомагнитный расцепитель
в наличии: 371 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV2 4А 3P, термомагнитный расцепитель
в наличии: 328 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV2 18А 3P, термомагнитный расцепитель
в наличии: 19 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV2 1А 3P, термомагнитный расцепитель
в наличии: 48 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV2 25А 3P, термомагнитный расцепитель
в наличии: 151 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV2 10А 3P, термомагнитный расцепитель
в наличии: 10 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV2 4А 3P, термомагнитный расцепитель
Силовой автомат для защиты двигателя EasyPact TVS 1А 3P, термомагнитный расцепитель
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV3 65А 3P, магнитный расцепитель
в наличии: 33 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV2 1.6А 3P, термомагнитный расцепитель
в наличии: 131 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV2 0.63А 3P, термомагнитный расцепитель
в наличии: 296 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV3 65А 3P, термомагнитный расцепитель
в наличии: 192 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя EasyPact TVS 2.5А 3P, термомагнитный расцепитель
в наличии: 173 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV2 1А 3P, термомагнитный расцепитель
в наличии: 51 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV2 2.5А 3P, термомагнитный расцепитель
в наличии: 133 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV2 18А 3P, термомагнитный расцепитель
в наличии: 53 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя EasyPact TVS 25А 3P, термомагнитный расцепитель
в наличии: 23 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV2 6.3А 3P, термомагнитный расцепитель
в наличии: 545 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV2 2.5А 3P, термомагнитный расцепитель
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV2 10А 3P, термомагнитный расцепитель
в наличии: 528 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя EasyPact TVS 14А 3P, термомагнитный расцепитель
в наличии: 352 шт.
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV2 14А 3P, магнитный расцепитель
Силовой автомат для защиты двигателя TeSys GV2 4А 3P, термомагнитный расцепитель
Показано 24 из 170
Часы работы офиса продаж: пн-пт 10:00 — 18:00
Принимаем к оплате
Мы готовы все собрать!
Спасибо за заявку! Мы вышлем прайс на указанную почту в течение рабочего дня.
Произошла ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Источник
Автоматы для защиты двигателей
Автомат защиты двигателя устанавливается на токопроводящей цепи и отключает электродвигатель при перегрузках, коротких замыканиях. Обычно монтируется в связке с управляющей автоматикой: пускателями, преобразователями частоты, УБЗ, софтстартерами. Основная задача – предотвращение перегрузок, вызванных скачками напряжения, а также перегрева.
Автоматические прерыватели для моторов выпускает большинство производителей электрики. На цепях с высокими требованиями к стабильности устанавливают автоматы защиты двигателя ABB, Legrand, IEK, Siemens, Schneider Electric. В интернет-магазине 21 vek представлены все названные производители, АВ разных модификаций и комплектаций. Наши менеджеры оценят ваш проект, подберут оборудование с подходящими техническими характеристиками.
Отличия мотор-автомата от стандартного
- Модуль температурной компенсации предотвращает срабатывание при повышении температуры окружающей среды. Для этого на прерыватель устанавливаются термомагнитные расцепители, которые настраиваются под номинал двигателя.
При настройке времени отклика учтены пусковые токи, которые возникают при запуске электрогенератора. Отключающая способность (способность разорвать цепь без разрушения) у них выше. Если у стандартного АВ этот показатель равен 6 кА, то у автомата защиты двигателя ABB серии MS – до 100 кА.
Наличие переходных пластин для подключения контакторов создает единую систему управления электроприводом, обеспечивает возможность быстрой замены вышедших из строя элементов.
Увеличена предельная коммутационная способность для снижения рисков воздействия высокого напряжения при пуске. В этот момент нагрузка может достигать 7-кратного значения по сравнению с номинальной, важно не допустить срабатывания на этом этапе.
Автомат защиты двигателя АВВ и других производителей может доукомплектовываться вспомогательными модулями, аксессуарами, которые повышают уровень безопасности, управляемость автоматической системы электроснабжения. Установка АВ на электроцепях моторов обязательна, иначе скачки напряжения быстро выведут генератор из строя. Отказ от автоматического прерывателя приводит к выгоранию обмотки, а это простои, необходимость замены комплектующих, дорогой ремонт.
Расчет технических параметров
- Номинальный ток АВ должен быть больше или равен номинальному току мотора.
- Величина пускового тока не может быть больше величины, при которой срабатывает предохранитель. Его вычисляют по формуле: Номинальный ток*Кратность пускового тока*1,4. Кратность обычно равна 7, она прописана производителем.
- Номинальный ток выключателя должен быть меньше предельно допустимого тока кабеля.
Монтаж и обслуживание
Автоматический выключательмонтируется в электрический шкаф на DIN-рейку согласно ПУЭ и действующим нормам контролирующих органов. Напряжение питания подводится со стороны верхних контактов, нагрузка – со стороны нижних. Автомат защиты двигателя АВВ можно устанавливать на цепи с одно-, двух- и трёхфазной нагрузкой.
Правила эксплуатации АВ не отличаются от стандартных правил эксплуатации электроприборов. Обслуживание включает очистку от пыли, проверку контактов на следы выгорания и перегрева, подтягивание зажимных винтов, которые крепят подводящие кабели.
При правильной установке и регулярном техническом обслуживании автоматические выключатели служат много лет.
Автоматические выключатели в интернет-магазине 21 vek
В интернет-магазине 21 vek вы можете купить автоматы защиты двигателей ведущих производителей – ABB, Legrand, IEK, Siemens, Schneider Electric. Вся техника сертифицирована для использования в России, снабжена подробными инструкциями на русском языке. Технические характеристики АВ указаны в карточках.
Наши менеджеры помогут разобраться с техническими характеристиками, составят схему, порекомендуют оборудование. Оформляйте заказ через корзину, за консультацией обращайтесь по телефону +7(916) 856-69-17.
Источник